90 лет назад родился национальный герой крымских татар Муса Мамут

Муса Мамут

Муса Мамут

В этот день, 90 лет назад, 20 февраля 1931 года родился национальный герой крымских татар Муса Мамут (1931-1978).

Муса Мамут – один из героических деятелей Национального Движения крымских татар. Патриот своего народа, он добивался национального равноправия и уважения права человека выбирать место проживания, а именно права жить на Родине своих предков. Преследуемый властью, он выбрал крайнюю форму протеста – самосожжение. Его поступок – это самопожертвование во имя народа, за восстановление грубо попиравшихся коммунистическим режимом СССР прав человека.

Муса Мамут родился 20 февраля 1931 года в деревне Узунджи Балаклавского района Крыма в семье деревенского пастуха Ягъи Мамута.

В 1944 году семья Ягъи Мамута состояла из девяти человек – родители, 5 сыновей и две дочери. Муса был третьим по старшинству. Его семья в феврале 1944 года так же как и сотни тысяч других крымских татар – подверглась сталинскому геноциду – депортации по сфабрикованному коммунистическим режимом обвинению. Из Крыма семья Ягъи Мамута в числе нескольких десятков семей крымских татар была привезена в 6-ое отделение совхоза «Баяут» Мирзачульского района Ташкентской области. В первые годы выселения в «Баяуте» от голода погибли два младших брата и обе сестры Мусы. Отец Мусы умер в 1961 году в возрасте 66 лет, мать – Асанова Хатидже умерла так же в возрасте 66 лет в 1969 году.

Муса начал трудиться с 13-летнего возраста, работал грузчиком в хлопкопункте. На работе он нередко подвергался избиениям и однажды был избит до потери сознания бригадиром по указанию спецкоменданта за то, что опоздал на ежемесячную регистрацию крымских татар в комендатуре.

10 января 1956 года Муса, имея образование в 4 класса, поступил в училище механизации сельского хозяйства. После окончания училища 12 декабря 1957 года ему была присвоена квалификация тракториста-машиниста высокого профиля. После этого он работал трактористом в совхозе.

В 1958 году, после женитьбы на Абдуллаевой Зекие, переехал в г. Янгиюль Ташкентской области и работал слесарем до 1973 года. С 1973-го по 1975 год работал техником в Управлении группы межрайонных каналов правого берега реки Чирчик. Муса был очень общительным, добрым и трудолюбивым человеком.

В апреле 1975 года Муса с семьей переехал в Крым и купил дом в с. Беш-Терек Акъмесджитского района. Крымские татары, осмелившиеся вернуться на Родину, подвергались всевозможным репрессиям со стороны властей СССР. Семье Мусы Мамута было отказано в нотариальном оформлении купленного дома и в прописке, а затем против него и его жены Абдуллаевой Зекие было возбуждено уголовное дело по обвинению в нарушении паспортного режима, то есть за проживание без прописки. 23 апреля 1976 года Муса был арестован.

13 мая 1976 года Симферопольский районный суд приговорил Мусу Мамута к двум годам лишения свободы в лагере общего режима, а его жену также к двум годам лишения свободы условно, мотивируя приговор тем, что у нее на иждивении трое несовершеннолетних детей.

Отбывал срок Муса Мамут в лагере г. Кременчуга Полтавской области. Через несколько месяцев Муса за добросовестное отношение к труду был освобожден условно, направлен на вольное поселение и закреплен для работы в СМУ «Нефтестрой» г. Кременчуга. Через год, за добросовестное отношение к труду и хорошее поведение, определением народного суда г. Кременчуг от 18 июля 1977 года Муса Мамут был освобожден на 9 месяцев раньше предусмотренного приговором Симферопольского суда срока и вернулся к своей семье в с. Беш-Терек. Но власти Крыма продолжали отказывать ему в прописке и требовали, чтобы он с семьёй покинул пределы Крыма.

Муса писал много писем и заявлений в вышестоящие органы власти с жалобами на местную администрацию. Но все его письма возвращались в руки тех, на чей произвол он жаловался. Мусу волновала не только судьба своей семьи, но и судьбы всех соотечественников. Он часто задавался вопросом, что же нужно сделать, чтобы способствовать возвращению крымских татар на свою родину в Крым.

20 июня 1978 года против Мусы и его жены было открыто новое уголовное дело по обвинению в нарушении паспортного режима. Муса Мамут при объявлении постановления о возбуждении уголовного дела заявил, что он в руки карателей больше живым не дастся.

Меметов Ниязи, хорошо знавший Мамута, вспоминал позднее, что мысль о самосожжении родилась у Мусы давно. Когда он заговаривал об этом, Меметов старался переубедить его, зная Мусу как человека решительного и не бросающего своих слов на ветер. Но Муса все больше и больше убеждал себя, что это необходимо, и сделать это он должен сам. Последний раз Меметов виделся с Мусой за день до самосожжения, 22 июня 1978 года. Муса Мамут был очень возбужден и говорил, что дни его сочтены, если не сегодня, то завтра его могут арестовать и добавил: «Я им в руки живым не дамся, я исполню задуманное… Дети мои не останутся одни. О них, я уверен, побеспокоится мой народ. Если ни я, ни другой не будем жертвовать собой, то когда же кончатся издевательства над нами?».

Меметов надеялся, что это решение у него не окончательное, они еще смогут поговорить об этом и ему удастся переубедить его. Но он ошибся. Когда 23 июня участковый милиционер явился в дом Мамута, чтобы доставить его к следователю, Муса Мамут облился бензином и поджёг себя.

Умер Муса Мамут 28 июня 1978 года в Симферопольской горбольнице от полученных ожогов в полном сознании, не выразив сожаления о совершенном и заявив, что совершил этот акт в знак протеста против глумления над правами крымских татар.

Муса Мамут был похоронен на кладбище с. Беш-Терек 30 июня 1978 года. Местные власти сделали все, чтобы помешать организованным похоронам. Они боялись огласки и массовой демонстрации. Была даже перекрыта автотрасса Симферополь-Феодосия. И, тем не менее, весть об этом трагическом происшествии молниеносно распространилась по Крыму, а вскоре о нем узнали и за рубежом. Похороны Мусы Мамута, несмотря на противодействие властей, все-таки превратились в массовую демонстрацию тех крымских татар, которым, несмотря на все репрессии, удалось закрепиться в Крыму.

Героический поступок и смерть Мусы Мамута всколыхнули национальное движение крымских татар и правозащитное движение в СССР.

Поделиться: