Татарский народ

Татары - старинное семейное фото

Татары являются коренным населением Российской Федерации, вторым основным по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации.

Духовным и культурным центром всего татарского народа является Республика Татарстан. В столице Татарстана – городе Казань, ежегодно проводится Всемирный конгресс татар, объединяющий все татарские общины РФ и татарские диаспоры со всей планеты.

Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России.

Культура татар уникальна, самобытна и достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Её позаимствовали в своих традициях, языке и кухне многие народы России и Евразии, в том числе тюркские, финно-угорские, индоиранские народы.

Татарские корни были у Гавриила Державина, Михаила Лермонтова, Николая Карамзина, Дениса Давыдова, Михаила Кутузова, Ивана Тургенева, Александра Куприна, Анны Ахматовой. Часть русских исторических родовых, аристократических фамилий непосредственно связана с переходом на службу московскому престолу татар, в том числе из Золотой Орды. Это Апраксины, Нарышкины, Юсуповы, Аракчеевы, Кочубеи, Огарковы, Державины, Тургеневы, Рахманиновы, Огаревы, Ермоловы, Ахматовы, Карамзины, Тухачевские, Тимирязевы, Шереметевы, Ушаковы, Строгановы.

По данным переписи 1989 года, на территории СССР проживали около 7 млн. татар. Из них в РСФСР – более 5,5 млн. или 83,1% от указанного числа, в том числе в Татарстане – более 1,76 млн. человек (26,6%).

В настоящее время татары составляют чуть больше половины населения Татарстана – своей национальной республики. В то же время число проживающих за пределами Татарстана составляет в Башкортостане -1,12 млн. чел, Удмуртии -110,5 тыс. Мордовии – 47,3 тыс. Марий Эл – 43,8 тыс., Чувашии – 35,7 тыс. Кроме того, татары проживают также в областях Поволжья, Урала и Сибири.

Татары – один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года татары стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период “великих строек социализма”. Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках – Узбекистане (467,8 тыс.), Казахстане (327,9 тыс.), Таджикистане (72,2 тыс.), Киргизии (70,5 тыс.), Туркмении (39,2 тыс.), Азербайджане (28 тыс.), Украине.(86,9 тыс.), в странах Балтии (14 тыс.). Уже за счет реэмигрантов из Китая, Tурции и Финляндии с середины XX века образовались татарские национальные диаспоры в США, Японии, Австралии, Швеции, Германии.

По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного татарского государства – Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был “идель теркисе” или старотатарский. Современный литературный татарский язык на основе среднего диалекта утвердился благодаря деятельности сформировавшейся татарской интеллигенции и меценатов и периоду подъема татарского национального движения и во второй половине XIX – начале XX веков.

В древности предки современных татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье.

Еще в 1080 году в Болгаре – столице Волжской Булгарии, древним государством, существовавшим на территории современного Татарстана, булгарским ученым Ягкубом ибн Нугманом (1058–1164) был открыт “Дар–уль–Гулюм” (“Дом знаний”) или, говоря современным языком, университет. В 922 году Волжской Булгарией был официально добровольно принят Ислам.

С момента добровольного принятия Ислама предками татар, волжско-камскими булгарами – татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год – латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками.

Современный Татарский язык подразделяется на четыре диалекта: средний (казанский татарский), западный (мишарский татарский), восточный (сибирский татарский) и крымский (крымский татарский). Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой – фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами.

Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до революции 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.

Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.

По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие а Ислам. 99% верующих татар – это мусульмане-сунниты умеренного ханафитского толка.

Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность – это неизменная часть татарского национального характера.

Традиционная пища татар – мясная, молочная и растительная – супы, заправленные кусочками теста (токмач-лапша, чумар), каши, хлеб из кислого теста, лепешки кабартма. Национальные блюда – бялеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса(перямяч), нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, ичпочмак, губадия, катыклы салма, чак-чак (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовят вяленую колбасу – казылык или казы. Лакомством считается вяленый гусь (каклаган каз). Молочные продукты – катык (особый вид кислого молока), сметана, творог. Напитки – чай, айран (тан) – смесь катыка с водой (употребляется в основном летом).

Татары во всех оборонительных и освободительных войнах всегда принимали активные участие. Победа 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера над ливонцами была целиком заслугой татарских конных полков, выступивших под началом Александра Невского.

По числу “Героев СССР” татары занимают четвертое место, а по процентному соотношению количества героев на весь народ – первое место. По числу “Героев России” – у татар второе место.

Из татар выдвинулись такие военачальники, как генерал армии Махмут Гареев, генерал-полковники Pасим Акчурин и Фатих Чураков, вице-адмирал Марс Искандеров, контр-адмиралы Зиннур Ляпин, Амир Бичурин, Тимур Сулейманов и многие другие.

Известные современные татарские государственные деятели это – Первый президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, Второй президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, Глава МВД РФ Рашид Нургалиев, Министр экономики РФ Эльвира Набиуллина.

Немало среди татар и выдающихся ученых – это академики Р.З.Сагдеев (физико-химик), К.А.Валиев (физик), Р.А.Сюняев (астрофизик), и другие.

Татарская литература является одной из самых древних в РФ. Самый древний литературный памятник – поэма “Сказание о Юсуфе” булгарского поэта Кул Гали, написанная в 1236 году. Среди известных поэтов прошлого можно назвать М.Сараи-Гулистани (XIV век), М.Мухаммадьяра (1496-1552), Г.Утыз-Имяни (1754-1834), Г.Кандалый (1797-1860). Из поэтов и писателей XX века – классиков татарской литературы можер выделить Габдуллу Тукая, Фатиха Амирхана, литераторов советского периода – Галимзяна Ибрагимова, Хади Такташа, Маджита Гафури, Хасана Туфана, поэта-героя Мусу Джалиля, Сибгата Хакима и многих других талантливых поэтов и писателей.

Одним из первых среди тюркских народов у татар возникло театральное искусство. Наиболее выдающиеся артисты и организаторы татарского национального театра начала ХХ века – артист, драматург и режиссер Габдулла Кариев, артист и драматург Карим Тинчурин, Халил Абджалилов, Габдулла Шамуков, современные актёры и режиссёры: Марсель Салимжанов, Сергей Шакуров, Рената Литвинова, Чулпан Хаматова, Марат Башаров, Камиль Ларин, Тимур Батрутдинов, оперные певцы – Хайдар Бигичев и Зиля Сунгатуллина, народные певцы Ильгам Шакиров, Альфия Афзалова, Хамдуна Тимергалиева, современные авторы исполнители – Земфира Рамазанова, Зуля Камалова, Дениз Бедретдин, Ренат Бакир, Ильдар Мубаракшин, Рустам Аляутдинов, Эльмира Калимуллина, Малика Разакова, Саида Мухаметзянова.

Изобразительное искусство татар самобытно и многопланово, наиболее известными стали работы таких известных татарских художников, как: Баки Урманче, Харис Якупов, Ахсан Фатхутдинов, Ильдар Ханов, Файзрахман Аминов, Байназар Альменов, Фаиль Исламов, Шакир Мухамеджанов, Абрек Абзгильдин, Наджип Наккаш, Анвар Сайфутдинов, Чингиз Ахмаров, Озад Хабибуллин, Рифкат Вахитов, Ильдус Муртазин, Фиринат Халиков, Камиль Муллашев, Ильдус Вахитов, Альфрид Шаймарданов, Винера Абдуллина, Алсу Тимергалина, Миля Нуруллина, и многие другие.

Спортивные достижения татар так же постоянно дают о себе знать:
Борьба- Шазам Сафин, чемпион Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки по Греко-Римской борьбе.
Художественная гимнастика- Олимпийская чемпионка, и многократная чемпионка мира Алина Кабаева, чемпионки мира Амина Зарипова и Ляйсан Утяшева.
Футбол- Ринат Дасаев, вратарь N 1 во всем мире в 1988 году, вратарь команды «Спартак», участники футбольной сборной ЧМ 2002 атакующий полузащитник сборной России Марат Измайлов (“Локомотив”-Москва), обладатель Кубка России 2000/01; голкипер сборной России Руслан Нигматуллин, Хоккей- Ирек Гимаев, Сергей Гимаев, Зинэтула Билялетдинов, Теннис- чемпион мира Марат Сафин, Бокс – чемпион мира Руслан Чагаев, Боевые искусства – Рамиль Габбасов, Рафаэль Акчурин, Камиль Мусин, и многие многие другие.

История татар — это одна из важнейших частей всемирной истории. Татарская история проходила на громадном пространстве, задела судьбы сотен народов, сопровождалась реформами, строительством и переформатированием десятков государств. Масштаб истории татар невероятно велик, его трудно охватить одним взглядом. Современные татары – это наследники древних государств, существовавших за много тысяч лет до новой эры.

Все разговоры о якобы “жестокости” татар , “татарских полчищах”, “татарском иге” – всё это намеренно сфабрикованные политические мифы о татарах. Татары — это цивилизованность, государственность, непрерывное изобретение новых видов орудий труда, оружия, одежды, способов ведения хозяйства, совершенствование военного искусства, земледелия, скотоводства, ремёсел и государственного устройства.

Рашид ад-Дин называет шесть татарских государств, а он жил в ХIII веке. После него возникло огромное государство Золотая Орда и целый ряд татарских ханств, да и в азиатских государствах вклад татар в государственное строительство был значительным. Умение переформатировать государственные формы, а не жестокость определяло управляемость в покоренных землях, иначе у татар просто не хватило бы людей для формирования гарнизонов. Просто народам оставляли их законы, обычаи, религию, своих вождей и снижали налоги до уровня татарской дани (10%), а за этот ничтожный налог обеспечивал безопасность на торговых путях , в том числе на всем хорошо известном “шелковом пути” и на границах государства.

У татар сочеталась подвижность с оседлостью и строительством городов, что позволило им объединить Европу и Азию, создав первое огромное евразийское государство, называемое “Великая Татария”. Оседлая европейская цивилизация не имела механизмов объединения столь большого пространства, в бесконечных войнах и междуусобицах. В Европе не было ни ресурсов, ни средств коммуникации, способных перемещать большие массы людей на громадные расстояния. Поведение кочевника, по сути, было глобалистским — везде, где можно было прокормить коней, там и был татарский мир.

В Средневековой Европе торговцы и путешественники с трудом могли проехать по дорогам – на их пути были леса, болота, таможенные барьеры, вымогатели и разбойники, а города были окружены неприступными стенами с наглухо закрытыми воротами. Иная картина была у татар. Татары были против городских стен. Огромные по тем временам татарские города были безопасны, а потому открыты для торговли и путешествий. Дороги хорошо охранялись. На них стояли Караван-сараи (Постоялые дворы). Татары строили города, превосходившие по размерам европейские столицы, но не становились чисто оседлым населением а перемещались. Татары имели все достижения земледельческих народов но сохраняли кочевую культуру и даже демонстрировали свою приверженность к ней. Например, Узбек хан на лето выезжал из Сарая со своей свитой и перекочевывал к Болгару, при этом жил не во дворце, а в шатре. Это объясняется тем, что из-за громадных расстояний только подвижные народы, соединявшие свои преимущества с оседлой жизнью, могли создать систему, обеспечившую мирную торговлю между Азией и Европой.

Истоки происхождения татар
Истоки происхождения татар
Поделиться: