Конгресс США одобрил санкции против Китая за притеснение уйгур, татар и мусульман

Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект о санкциях в отношении высокопоставленных китайских чиновников за нарушение прав уйгур, татар, мусульман и других этнических и религиозных меньшинств в КНР. Документ был принят подавляющим большинством голосов, сообщили американские сми.

Законопроект был внесен сенатором Марко Рубио и единогласно одобрен Сенатом США в начале месяца. Теперь закону остается получить подпись президента США Дональда Трампа и вступить в силу.

Гонения на китайских уйгур и мусульман имеют для татар особое звучание. Уйгуры – это китайские татары. Отправляя людей в исправительные лагеря, китайские власти ставят под удар сотрудничество с Татарстаном и татарами всего мира. Возможно, Татарстану придётся пересмотреть отношения с Китаем.

Парламент США принял законопроект, который вводит санкции против высокопоставленных чиновников за нарушение прав уйгур и других этнических и религиозных меньшинств. В данном случае речь идёт об этнополитической ситуации в Синьцзянь-Уйгурской автономии Китая. Ожидается, что вскоре подпись под документом об антикитайских санкциях должен поставить президент США Дональд Трамп. Ранее министерство торговли США уже вводило ряд органичений в отношении Китая за преследования мусульман в Синьцзяне.

В целом уйгуро-китайская проблематика успела задеть Россию и Татарстан. Многомиллионной российской мусульманской умме трудно оставаться равнодушной к новостям, как в Китае относятся к уйгурам.

Татарская общественность с большим вниманием следила за ситуацией вокруг китайских братьев-татар Шахризата и Шахдияра Шавкатовых в конце 2019 года – начале 2020-го. По направлению Всемирного конгрессе татар (ВКТ) они поступили в Казанский Федеральный Университет. У казанских вузов есть распространенная практика, когда к ним по квоте ВКТ с начала 2000 годов поступали китайские студенты-татары.

Однако каналы коммуникаций с татарами Синьцзяна на сегодня, как сообщают СМИ, потеряны.

В 2014 году власти Татарстана с официальной делегацией посещали город Урумчи. Татарскую диаспору там представлял бизнесмен Ахмеджан Турсунтай. Он в 2018 году принимал участие в творческом вечере писателя Рабита Батуллы. Турсунтай также отметился попытками сделать карьеру на татарской эстраде, его активно приглашали на концерты и ТВ.

Отец Ахмеджана – Турсунтай Галиев – был инициатором коммуникаций, чтобы китайские татары обучались в Татарстане. Увы, но и с сыном и отцом Турсантай-Галиевыми связь так же потеряна. Есть версия, что отца подвергли уголовному наказанию китайские власти за связь с Татарстаном и Турцией, он получил срок в 25 лет лишения свободы.

Осенью 2018 году между российскими муфтиями случился знаменательный заочный спор, подвергаются ли угнетению мусульмане Синьцзян-Уйгурского округа. Тогда глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин заявил, что китайских мусульман никто не преследует. Однако муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин буквально через несколько дней после этого высказался у себя в соцсетях, что осуждает антиисламскую политику Китая.

Портал Central Asian Analуtical Network в марте 2019 года сообщал, что преследованию на религиозной почве и из-за этнической принадлежности подверглись татары Сабидулла Сайпил, Абдигам Кумар, Хамит Шингис и Марат Исхаков. И на этом список репрессированных китайских татар не заканчивается, до конца все личности ещё не установлены.

Перед широкой публикой о необходимости введения антикитайских санкций власти США заговорили ещё весной 2018 года. Одними из главных инициаторов такого ответа выступили сенатор Марко Рубио и конгрессмен Крис Смит.

Суть санкций заключается в том, что собственность и средства попавшего под санкции человека на территории США замораживаются, он больше не может пользоваться американскими финансовыми институтами.

Инициаторы антикитайских санкций помимо гонений уйгур, этнических и религиозных меньшинств, также упоминали журналистов американского ресурса Radio Free Asia (RAF). Сами этнические уйгуры в числе мер давления на них указывали «цифровую диктатуру настолько всепроникающей, что слежкой пронизаны все аспекты повседневной жизни людей».

Сами власти Китая, конечно, отрицают существования так называемых «лагерей перевоспитания», «трудовых лагерей». Но не отрицают, что в Синьцзян-Уйгурской провинции ведётся борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Власти Китая были вынуждены признать «особый режим» в уйгурской провинции, потому что накопилась критическая масса вопросов и доказательств об исчезновении около миллиона уйгур. Лагеря, куда направлялись уйгуры и другие этнические группы, называются максимально абстрактно «центры профессионального обучения и повышения квалификации».

В ноябре 2018 года в США состоялось заседание Совместной комиссии Конгресса и исполнительной ветви власти по Китаю. На слушаниях выступала уйгурка Михригуль Турсун. Она рассказала о жестоких порядках в «лагерях перевоспитания», где её пытали и умер один из её детей.

В декабре 2019 года в Гонконге случились беспорядки и демонстрации против китайских властей. Одна из таких протестных акций была посвящена положению уйгур в их регионе.

По материалам сми

Поделиться: