120 лет назад родился театральный деятель Хаким Салимжанов
В этот день, 120 лет назад, 25 февраля 1903 года, родился выдающийся татарский театральный деятель, актёр, режиссёр, мастер художественного слова, народный артист ТАССР Хаким Салимжанов (1903-1981).
Хаким Салимжанов (Хаким Юсупович Салимжанов; тат. Хәким Сәлимҗанов, Хәким Йосып улы Сәлимҗанов; 25 февраля 1903, Орск Оренбургская губерния, РИ – 11 ноября 1981, Казань, ТАССР) родился в городской татарской семье.
В 1919 году – в 16 лет, начал сценическую деятельность в татарском театре Орска, а первые уроки актёрского мастерства получил у Габдуллы Кариева. Он был одним из первых татарских профессиональных актёров татарского национального театра.
В Орске Хаким Салимжанов познакомился со своей будущей женой – Галиёй Нигматуллиной. Отец Галии до революции был одним из самых известных людей и успешных предпринимателей в Орске. Его дочь-красавица Галия унаследовала не только благородную утонченность черт, но и жизненную стойкость, обостренное чувство собственного достоинства.
Хаким Салимжанов и происхождением, и манерами был попроще, но покорял другим – блестящей эрудицией, неуёмностью своей деятельной натуры в сочетании с душевной мягкостью и деликатностью. А все это вместе и рождало то необыкновенное мужское обаяние, которое исходило от него и в жизни, и на сцене.
Хаким Салимжанов и Галия Нигматуллина поженились и вместе приехали из Орска в Казань и поступили в недавно открывшийся в Казани театральный техникум, педагогами которого были ведущие мастера татарской сцены.
В 1926 году Хаким Салимжанов, Галия Нигматуллина, как первые выпускникиТатарского театрального техникума были приняты в труппу Татарского академического театра. В том же 1926 году Татарский государственный театр переехал в новое здание, и тогда же справили новоселье несколько актёрских семей. У нового театра имелся двухэтажный флигель, что и позволило значительно снять остроту «квартирного вопроса». По существу, это было общежитие, хотя сами актеры предпочитали слово «коммуна». Жили очень дружно. Все праздники отмечали вместе, в складчину, и так же вместе, случалось, голодали. Две крошечные комнаты на втором этаже получила молодая актёрская чета – Хаким Салимжанов и Галия Нигматуллина, в то время ожидавшая появления на свет своего первенца. Первой у них родилась девочка Аделя, а через 7 лет родился сын Марсель.
Из воспоминаний Адели Салимжановой:
«1934 год, 7 ноября… На площади Свободы уже начинался военный парад, большое оживление царило и перед зданием Татарского театра. Здесь тоже формировали праздничную колонну. Ее возглавляли, верхом на лошадях, артисты в театральных костюмах персонажей шекспировского «Отелло»: загримированный под эфиопа Мухтар Мутин, очаровательная Дездемона – Галима Ибрагимова, Камал III, он же Кассио, и мой отец, Хаким Салимжанов – Яго…
Мы с мамой, Галией Нигматуллиной, стояли у ворот театра и лишь со стороны наблюдали за этой праздничной суматохой. Мама не участвовала в демонстрации, поскольку должна была вот-вот родить.
А как только театральная колонна скрылась из виду, у мамы начались схватки. Ее едва успели доставить в больницу. Вот так, под звуки фанфар и праздничных маршей, которые гремели из всех репродукторов, появился на свет Марсель, долгожданный наследник Хакима Салимжанова.
…Жили мы в крошечной квартирке при театре, без элементарных удобств, не считая крана с холодной водой в коридоре. Причем в этой квартире наша семья занимала только две комнаты, а в третьей жила актриса Нагима Таждарова с дочерью. Мы с Марселем считали Нагиму апа тоже своей бабушкой. И действительно, жили как одна семья. Перед самой войной папа перевез из Казахстана нашу овдовевшую маматай с детьми – Радой и Булатом. А когда погиб на фронте дядя Шакирдзян, папин брат, отец забрал из Чистополя его старшую дочь Розу, и она тоже росла вместе с нами.
С самого детства мы с Марселем привыкли делить любовь и заботу наших родителей со своими двоюродными братьями и сестрами и не считали себя чем-то обделенными. Это была наша жизнь, другой мы не знали.
Наш отец, будучи личностью яркой и заметной, по существу, был мягким и добрым человеком. А вот мама, тихая и скромная женщина, которая никогда не повышала голоса, на самом деле обладала железной волей, была очень властной и скупой на похвалы».
Яркие внешние данные, открытый темперамент, острая наблюдательность помогли Хакиму Салимжанову создать многие интересные образы, в том числе Сунгата («Без ветрил» К.Тинчурина), Искандера, Габбаса Галина («Огонь», «За туманом» Ш.Камала), Халила, Исмагила («Галиябану» М.Файзи), Хафиза («Шамсекамар» М.Аблеева), Мирзахана («Потоки» Т.Гиззата), Алчына, Чичяна, Марата, Айдара («Ходжа Насретдин», «Рыжий насмешник и черноволосая красавица», «Райхан», «Зифа» Н.Исанбета).
Как режиссёр Хаким Салимжанов поставил спектакли «Камиль» Х.Такташа, «Чёрные тени» А.Г.Рахманкулова, «Горы» Ш.Камала, «Искры» Т.Гиззата, «Соколы» Ф.Бурнаша, «Галиябану» М.Файзи на сцене Татарского академического театра; ряд спектаклей — в Альметьевском татарском драматическом театре; осуществил постановки радиоспектаклей «Газинур» А.Абсалямова, «Галиябану» М.Файзи, «Тукай» А.Файзи, «В вороньем гнезде» Ш.Камала, «Глубокие корни», «Судьба татарской женщины» Г.Ибрагимова на казанском радио.
Кроме актерской работы, Хаким Салимжанов занимался режиссурой, переводами пьес на татарский язык, созданием инсценировок по произведениям татарских писателей, был хорошим чтецом – мастером художественного слова, и часто выступал в концертах и по радио с чтением стихов.
Народный артист ТАССР (1957).
Сочинения Хакима Салимжанова:
- Нәфис сүз (Художественное слово). К., 1959;
- Артист язмалары (Записки актера). К., 1966.
Жена – Галия Нигматуллина (1907-1990), актриса Театра Камала, Народная артистка ТАССР (1975).
Сын – Марсель Салимжанов (1934-2002), главный режиссёр Театра Камала. Народный артист (1974). Руководил Татарским академическим театром им. Г.Камала 36 лет.