85 лет назад родился художник Эрот Зарипов

Эрот Зарипов

Эрот Зарипов (1938-2009)

В этот день, 85 лет назад, 20 июля 1938 года, родился татарский художник Эрот Зарипов (1938-2009).

Эрот Якубович Зарипов ( тат. Эрот Якуп улы Зарипов; 20 июля 1938, Иштеряки, Уинский район, СССР – 12 мая 2009, Казань, Татарстан) родился в сельской татарской семье. Его детство и юность прошли в деревне Ямады Янаульского района БАССР.

После окончания школы переехал в Пермь, там учился в художественной студии.
1965 – Окончил Львовский полиграфический институт.
С 1966 г. в Татарском книжном издательстве: художественный редактор (1966–1969), главный художник (1978–1981), внештатный художник (1969–1972; 1981–1990).
1975–1978 гг. научный сотрудник Института языка, литературы и истории КФАН СССР.
С 1977 года — активный участник республиканских, зональных и всероссийских художественных выставок. Эрот Зарипов известен и как один из ведущих мастеров, работавших в области книжной и станковой графики. Неоднократно награждался дипломами всероссийских конкурсов искусства книг.
С 1990 г. художник Национальной библиотеки РТ.

Много лет работал художественным редактором, главным художником, внештатным художником Таткнигоиздата, научным сотрудником ИЯЛИ КФАН СССР и т. д.

В середине 1970-х годов, учась в аспирантуре Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова, Эрот Зарипов занялся исследованием истории оформления татарской книги. Работая в архивах, отделе редких книг и рукописей Казанского государственного университета, художник открыл для себя богатейший и неизученный пласт татарской культуры. Образы Курсави, Утыз-Имяни, Акмуллы, Марджани, Кандалый и многих других поэтов, писателей, просветителей и мыслителей впервые увидели своё графическое воплощение в произведениях Эрота Зарипова. С творческой деятельностью мастера в этом направлении во многом связано возрождение интереса к изучению творческого наследия многих выдающихся мыслителей татарского народа. В технике линогравюра художник мастерски передает не только конкретные черты модели, но и обобщенный образ эпохи, дух времени, интеллект и силу личности.

Дух экспериментаторства, характерный живому и пытливому уму художника, заставляет его идти дальше, не только расширяя диапазон портретируемых персонажей, но и раздвигая рамки совершенствования техники исполнения и используемых материалов.

С конца 1980-х начала 1990-х гг. художник обращается к образам современников — писателей, поэтов, артистов, ученых, философов. Развивая портретный жанр в своих живописно-графических произведениях Эрот Зарипов становится истинным летописцем прошлого и современного татарской национальной культуры. Его обширные серии «Багышлау» («Посвящение») отражают образную галерею известных писателей и поэтов — Ильдар Юзеев, Шаукат Галеев, Равиль Файзуллин, Гариф Ахунов, Роберт Миннуллин и их современников — друзей, родных, одно сельчан, близких по духу людей.

Значительны работы Э.Зарипова в области книжной иллюстрации. Среди его работ — оформление детских книг, сказок, рассказов, стихов; подарочных альбомов, популярной литературы. В выразительных средствах черно-белой гравюры художник, одаренный чувством цвета, сумел найти созвучие живописи. В книжной графике художник применяет и другие техники, обогащая и расширяя арсенал своих творческих возможностей. Им используется тушь, перо, гуашь, акварель. Виртуозность и живописность линии и цветового пятна, следование от образа к обобщению сочетаются с конкретностью видения и познавательностью. В детских книгах иллюстрации художника вводят ребёнка в мир красоты и богатства природы, доброго отношения к животным. Художник улавливает ритмику прозы или стихотворного текста, а сюжеты отличаются тонкостью психологических этюдов, меткостью рисунка.

Национальная тема со всей полнотой звучит в произведениях мастера, посвященных земле Татарстана («Здравствуй, земля родная»). В 1960—1970-е гг. традиция народного искусства начинает использоваться, главным образом, в плане приведения всей композиции к системе орнаментальной декоративности и зарифмованности её элементов, и в то же время, в стремлении к созданию образа-символа — изображение солнца как символа жизни и единения всего доброго на земле, женщины — как воплощения плодородия и непрерывности жизни, мужчины — как олицетворения силы и защищенности. Символика работ Эрота Зарипова лаконична, в плакатности образов которых проявился отказ от бытописательства и натурализма. Стилизация орнамента, обобщение традиционных татарских народных мотивов и узоров органичной тканью вплетается в произведение, придавая ему изысканность и метафоричность.

Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1985).

Поделиться: