115 лет назад родилась татарская актриса Галия Нигматуллина

Галия Нигматуллина

Галия Нигматуллина (1907-1990)

В этот день, 115 лет назад, 2 января 1907 года, родилась выдающаяся татарская актриса Галия Нигматуллина (1907-1990).

Галия Нигметзяновна Нигматуллина (тат. Галия Нигъмәтҗан кызы Нигъмәтуллина; 2 января 1907, Орск, Оренбургская область — 4 января 1990, Казань) — татарская актриса, Народная артистка ТАССР (1975).

Сценическую деятельность начала в татарском любительском коллективе в Орске в 1923, сыграв роль Зухры («Тахир и Зухра» Ф.Бурнаша).

В 1926 году окончила Татарский театральный техникум (Казань, 1926, первый выпуск) и была принята в Татарский государственный театр (ныне Татарский академический театр имени Галиасгара Камала). В 1928–1930 работала в Астраханском татарском театре, с 1930 – снова в Татарском академическом театре.

Амплуа Нигматуллиной — характерная драматическая актриса. С первой же значительной роли (Сара – «Первые цветы» К.Тинчурина) Галия Нигматуллина проявила себя актрисой, способной решать сложные творческие задачи. С одинаковым успехом она играла характерные, драматические, комедийные роли, всегда жизненно достоверные и яркие по внешней выразительности.

Среди созданных образов – Фархана, Замзамбану («Искры», «Тревожные дни», «Потоки» Т.Гиззата), Нагима («Банкрот» Г.Камала), Хадича («Голубая шаль» К.Тинчурина), Фатхия, Минзифа («Судьба татарки», «Глубокие корни» Г.Ибрагимова), Галия («Миркай и Айсылу» Н.Исанбета), Зарифа («Земля родная» С.Шакурова), Бадига («Галиябану» М.Файзи), Соня («Взлет» Н.Исанбаева).

Точная бытовая конкретность и психологическая обусловленность внешнего рисунка образа позволяли Нигматуллиной укрупнить масштаб роли, довести ее до уровня бытующих представлений о традиционных персонажах народного творчества. Такова была в ее исполнении Мяпа («Райхан» Н.Исанбета), словно вобравшая все пороки, в том числе лень, неряшливость, бестолковость. Совершенно противоположным по своему общественному звучанию стал образ Газизы («Муса Джалиль» Н.Исанбета), воплотивший в себе всю безмерность тоски человека, вынужденного покинуть Родину. В таких ролях, как Мать («Тополек мой в красной косынке» Ч.Айтматова), Гульжан («Шамиль Усманов» А.Гилязова, А.Яхина), Сабира («Ядро ореха» Г.Ахунова), Ляйла («Миркай и Айсылу» Н.Исанбета), Сафура («Смелые девушки» Т.Гиззата), Ниса («Вдовушки» С.Шакурова), Жихан, Гульнар («Капризный жених», «Угасшие звезды» К.Тинчурина), выявилось умение актрисы проникать в сущность народных характеров, передавать жанровые особенности драматических произведений.

Театральные работы Галии Нигматуллиной:

Гайни — «Несчастный юноша» Г. Камала,
Замзамбану — «Потоки»,
Асия — «Священное поручение» Т. Гиззата,
Мапа — «Райхан» Н. Исанбета,
Шура — «Русские люди» К. Симонова,
Маймуна — «Минникамал» М. Амира,
Глаша — «Гроза» А. Островского,
Нагима — «Хаджи женится» Ш. Камала,
Лидия — «Варвары» М. Горького,
Мафтуха — «Судьба татарки» Г. Ибрагимова,
Хадича — «Голубая шаль»,
Жихан — «Капризный жених»,
Гульнар — «Угасшие звезды» К. Тинчурина,
Бадига — «Галиябану» М. Файзи.

Продолжая традиции своих предшественниц, Галия Нигматуллина внесла значительный вклад в творческое наследие татарского национального театра.

Муж Хаким Юсупович Салимжанов (1903—1981), артист, театральный режиссёр, народный артист ТАССР (1957). Сын Марсель Хакимович Салимжанов (1934—2002), артист, режиссёр, педагог, лауреат Госпремии РСФСР им. К.С.Станиславского (1979), Народный артист СССР (1984).

Поделиться: