130 лет назад родилась первая татарка-юрист Амина Мухитдинова
В этот день, 130 лет назад, 6 сентября 1893 года, родилась выдающаяся татарская политическая деятельница и организатор, первая татарская женщина-юрист Амина Мухитдинова (1893-1944).
Амина Фасыховна Мухитдинова (тат. Әминә Фәсах кызы Мөхетдинова; 6 сентября 1893, Казань, РИ – 26 декабря 1944, Енисейск, СССР) родилась в городской татарской семье казанского муллы. Получила хорошее домашнее образование.
Окончила Мариинскую Женскую гимназию с золотой медалью, получила специальность учителя начальных училищ, а также диплом домашней наставницы.
С 1907 года – с 14 лет Амина Мухитдинова давала частные уроки и зарабатывала себе на жизнь.
1914 – училась на словесном отделении Казанских высших женских курсов.
1915 – поступила в Казанский университет. Это был первый год, когда женщины в Российской империи получили возможность учиться наравне с мужчинами. Правда, лишь в нескольких университетах и не на всех специальностях. Как и большинство девушек, Амина Мухитдинова поступила на медицинский факультет, а уже через год перевелась на юридический. В истории Императорского Казанского университета она была первой и единственной студенткой, которая изучала право.
Амина Мухитдинова была первой девушкой-татаркой, которая поступила в Казанский университет и закончила его юридический факультет.
Юрист Амина Мухетдинова, занимавшая после 1917 года многие ответственные посты в судебной системе, публиковала статьи в газетах, давала частные уроки и боролась с многоженством, калымами и бытовыми преступлениями. Позже, в 1929 году в Москве будет издана её специальная брошюра, посвященная этой теме.
1917 – после Февральской революции Амина Мухитдинова вместе с пламенным татарским революционером Муллануром Вахитовым была одним из организаторов Мусульманского социалистического комитета (МСК). Он образовался 7 апреля 1917 года. МСК начал выпускать газету «Кызыл байрак» («Красное знамя»). В первом номере газеты публикуется статья Амины Мухитдиновой «Свобода женщине», пронизанная мыслью о том, что буржуазно-демократическая революция не способна освободить женщин и что истинное равноправие ей даст только социалистическая революция.
1 мая 1917 года в Москве открылся I Всероссийский мусульманский съезд, на котором Мухитдинова выступила с докладом «Роль женщины-татарки в социалистической революции». Дочь муллы, Амина хорошо знала Коран и в целом требования шариата. Но она не следовала слепо религиозным догмам и постулатам. Опираясь на исторический опыт разных стран, она выдвинула весьма разумные обоснования необходимости изменения отдельных положений мусульманской религии. Реакция на ее выступление была разной: меньшевики, кадеты, националисты потребовали удалить Амину Мухитдинову из зала; революционно настроенные солдаты и рабочие устроили ей овацию.
Участвовавший в съезде писатель Галимджан Ибрагимов оценил выступление Мухитдиновой как «одно из самых глубоких по содержанию и сильных по эмоциональному значению выступлений».
II Всероссийский мусульманский съезд начался в Казани 21 июля 1917 года. В выступлении по докладу Духовного управления «Пересмотр женского вопроса» Амина Мухитдинова заявила: «Я прошу духовенство: пусть они наши искренние религиозные чувства не загрязняют, бросая в политическую область. Мы можем уважать наших духовных лиц лишь в том случае, если они будут чисты так же, как и наши религиозные чувства».
Во втором съезде татарских женщин в Москве в августе 1917 года участвовал сам муфтий, который потребовал отменить некоторые прогрессивные решения первого съезда. После муфтия на трибуну поднимается Амина Мухитдинова и выступает против его требований: «В XX веке, в то время, когда мы хотим взять автономию и издавать демократические законы, ваш спор против женского равноправия – немыслимое явление… Привыкшие по исламу иметь четыре жены, вы сейчас в противовес культуре не согласны жить лишь с одной женой, из-за этого боретесь. Мы не прекратим свою борьбу на пути получения своих прав».
1919 – после окончания факультета общественных наук в Казанском университете – уже новом советском вузе, Амина Мухитдинова первой из женщин-татарок была рекомендована для приготовления к профессорскому званию. Но вместо науки она ринулась в самую гущу бурных событий того времени.
6 мая 1921 года Мухитдиновой поручается подготовить проект организации, штаты и смету Татарского совнарсуда. Она проводит всю организационную работу. Амина Мухитдинова в это время была председателем Казанского совнарсуда и по всем данным могла возглавить Татсовнарсуд. Однако вскоре пришли новый начальник, который набрал своих людей. В 1921 году они состряпали на Мухитдинову донос, указывая на её социальное происхождение – дочь муллы.
Амина Мухитдинова понимала, что при сложившихся обстоятельствах не сможет работать в Наркомюсте. Поэтому она просит областком партии направить ее на другую работу.
С июля но ноябрь 1921 года Мухитдинова работает начальником Академического центра Наркомата просвещения Татарской республики. Центр курировал все учебные, научные, культурные учреждения (институты, школы, издательства, музеи, архивы). Некоторые исследователи рассматривают Академцентр Наркомпроса ТАССР как прообраз будущей Академии наук Республики Татарстан.
Академцентр в какой-то степени выполнял и функции современного Всемирного конгресса татар – в части общего обслуживания культурных нужд рассеянных в различных районах Союза татар. В стране – голод, разруха, а Академический центр готовит проекты и сметы реставрационных работ. В список памятников старины, на которых предполагались реставрационные работы, вошли башня Сююмбике, Казанский Кремль, Первая гимназия, Спасская башня, Зилантов собор, Спасский монастырь, Болгар, Свияжск.
26 августа 1921 года в повестке заседания секретариата областного комитета партии стоял вопрос о назначении наркома просвещения. Секретарь обкома Карпов обрисовал состояние работы в Наркомпросе, указав, что работа там совершенно останавливается и если не дать туда подходящего человека, то она вообще встанет. Была выдвинута на пост наркома просвещения и Амина Мухитдинова. Причем Мухитдинову предложили первой. Но присутствующий уполномоченный “чекист” отверг её кандидатуру.
1922 – в сентябре решением ЦК ВКП(б) Мухитдинова командируется в распоряжение Крымского обкома. Там она работала прокурором Симферопольского революционного трибунала, затем прокурором областного трибунала Крымской республики, прокурором главного суда Крыма. Принимала активное участие в ликвидации бандитизма, разрабатывая в трибуналах крупные дела.
В Крыму Амина Мухитдинова вышла замуж. Её избранником стал Осман Дивиев – блестящий экономист и в целом одаренный человек. Он был направлен ЦК ВКП(б) в Крым в феврале 1922 года и работал начальником Главного управления мест заключения, заместителем наркома и наркомом внутренних дел Крымской республики.
В январе 1924 года Амина Мухитдинова назначена заведующим организационным управлением ЦИК и СНК Крыма, занималась подбором и расстановкой кадров, руководила работой аппарата правительства.
1924 – в мае Амина Мухитдинова вернулась в Казань.
1924-1926 – ответственный секретарь Казанского объединенного райкома. Была снята по доносам из-за «нехорошего социального происхождения» как дочь муллы и несогласия с линией руководителя Татарского обкома.
1926-1928 – помощник прокурора Татарской АССР по уголовно-судебному надзору, член Верховного суда РСФСР.
С 1928 – член Верховного суда РСФСР. В 1931 году из постоянных его членов было лишь две женщины.
1934 – окончила полный курс Института красной профессуры. После этого она работала в отделе печати Центрального комитета ВКП(б).
Амине Мухитдиновой удалось построить карьеру в СССР несмотря на «неблагонадежное» по советским меркам происхождение из семьи священнослужителей. Она была заместителем комиссара юстиции в Татарской АССР, заместителем прокурора Крымской республики и членом коллегии Верховного суда РСФСР.
Её имя, когда-то очень известное, а сегодня – незаслуженно забытое. Она – одна из самых образованных и выдающихся женщин начала XX века, занимавшая высокие партийные и государственные должности в Татарской республике послереволюционного периода. Внесла большой вклад в создание органов юстиции, судов, прокуратуры, в развитие науки, культуры и образования. В истории Татарстана она занимает очень достойное место.
Амина Мухитдинова и её супруг Осман Дивиев стали жертвами репрессий преступного сталинского режима. В августе 1937 года их обоих арестовали в Москве по сфабрикованному обвинению и привезли в Казань. В 1938 году Осман Дивиев был расстрелян, а Амина Мухитдинова после длительного пребывания в застенках была сослана на пять лет в Красноярский край.
Первая татарская женщина-юрист, отдавшая много сил борьбе за права мусульманских женщин, Амина Мухитдинова скончалась от болезни в Енисейске 26 декабря 1944 года.