85 лет назад родился поэт и художник Гакиль Сагиров
В этот день, 85 лет назад, 15 февраля 1938 года, родился татарский поэт и художник Гакиль Сагиров (1938-2009).
Трагична и в то же время прекрасна его жизнь. С 15 лет он был прикован к постели из-за тяжелой болезни. Парализованный Гакиль научился рисовать, зажав карандаш зубами, преодолевая адские боли и страдания. Вместе с карандашом юноша освоил науку, непосильную для многих зрелых и сильных: не невольником, жить – Человеком Творящим. Им написаны десятки графических картин, поражающих любовью к жизни, к родной природе. Этой же страстной любовью пронизаны его стихотворения. Каждая строчка в них – это гимн жизни, любви, доброте, человечности. Казалось бы, в такой ситуации человек должен ожесточиться, возненавидеть саму жизнь, что она так жестоко с ним обошлась. Но мужественные люди тем и поражают нас, что в любой ситуации стараются принести окружающим людям пользу, не опускают рук. И рядом с такими людьми жизнь наполняется иным звучанием, заново переосмысливаешь свою жизнь, заряжаешься их оптимизмом.
Гакиль Шарифуллович Сагиров (тат. Гакыйль Шәрифулла улы Сәгыйрев; 15 февраля 1938; д. Ахметкино, Нурлатский район, Татарская АССР – 29 июля 2009, г. Димитровград (Мәләкәс), Ульяновская область, РФ) родился в сельской татарской семье. Начальное образование получил в школе родной деревни, в 5 и 6 классы ходил в соседнюю Бикуловскую семилетнюю школу.
В 1951 году, после того, как семья потеряла всякую надежду на возвращение отца с фронта, мать Хабибжамал вместе с сыновьями Наилем и Гакилем переехала из деревни Ахметкино на её родину – в деревню Старое Фейзуллово Кошкинского района Самарской области: тяжёлое для семьи время легче пережить среди своих родных и близких. Отлично закончив здесь семилетку, Гакиль собрался ехать в Пензу – учиться на художника, но надежде не суждено было сбыться. Именно в ту мечтательную весну вдруг жестоко отозвалось военно-послевоенное детство с недетским трудом.
В 1953 году, 15-летнего Гакиля парализовало из-за тяжёлой болезни на всю оставшуюся жизнь. Прикованный к постели, едва освоив карандаш, Гакиль Сагиров в 1967 году поступил в Московский заочный народный университет искусств и закончил его с отличием. Молодёжная газета Татарстана назвала его победителем юмористического конкурса, не зная ещё, что за плечами этого весёлого автора.
С 1990 года они жили в городе Димитровград Самарской области. Вначале дом Сагировых в Фейзуллово служил дачей в летние месяцы, а зимой поэт с матерью Хабибжамал жил в однокомнатной городской квартире. Его маму – женщину с мужественным сердцем, железным терпением и огромной любовью в полном смысле слова, вырастившую такого прекрасного сына, можно назвать Героиней. Она порой не могла накормить своих детей досыта – и такое бывало. Но никогда в её доме не было места унынию и зависти – всегда царили живой интерес ко всему вокруг, доброжелательность, трудолюбие и надежда.
«Что уготовано мне – не дано другому, удары судьбы надо нести с терпением и достоинством!» – говорила она. С этим Хабибжамал выросла сама, на этом поднимала ребят. Не потому ли, когда судьба лишила сына рук и ног, она сумела дать крылья его таланту. Ведь на пороге жизни, в 15 лет, после неудачной операции позвоночника, Гакиль навсегда потерял способность двигаться, даже пошевелить пальцем. Единственное, что осталось ему, – еле заметный поворот головы… Болезнь подвергала нестерпимым мукам всё тело, не давая ни минуты передышки. И даже в тот момент огонь надежды был безмерен.
Он не хотел чувствовать себя беспомощным, ненужным человеком. Надеялся на лучшее и, благодаря своей матери, продолжал творить чудеса. Всю меру его страдания знала лишь любящее сердце Хабибжамал, вместившее в себя всё горе и боль сына. На протяжении долгих лет мама была главной опорой в жизни Гакиля Сагирова.
В апреле 2004 года самый близкий Гакилю человек – мама Хабибжамал ушла из жизни. Светлая память о ней хранится в произведениях поэта. Полные нежной любви и благодарности стихи, посвящённые матери, нельзя читать без волнения…
Не вместил бы и безбрежный океан,
Всё горе, что приняла ты из-за меня.
Стало бальзамом всем моим страданиям
Тепло души твоей, мама милая…
С 2005 года Гакиль Сагиров жил с семьёй брата Наиля. Сноха – Халида, племянники – Марат, Ренат с женой Эльвирой и сыновьями Айнур и Тимур. А старший – Рафаэль – моряк, живёт в Астрахани, семейный, часто радовал поэта своими письмами. Эта семья поистине может служить примером подлинной человечности, доброты. Забота о дяде стала неписаным законом для племянников. Средний сын Ренат, который сочиняет музыку к стихам Гакиля, сколько лет ухаживал за ним, в случае необходимости возил на машине или отправлялся с коляской на прогулку. Семья Сагировых всегда была согрета благожелательным и деятельным интересом ко всему вокруг – людям, мыслям, событиям. Может быть, поэтому всё, что он написал, несёт в себе такую добрую энергию, очищает и возвышает душу, придаёт силы.
Гакиль Сагиров был членом Союза писателей Татарстана. В 2000 году удостоен Международной премии «Филантроп», присуждаемой в области художественного творчества инвалидов. Он являлся одним из самых постоянных и активных авторов Самарской областной татарской газеты «Бердэмлек».
В разные годы, в разных издательствах издавалось 8 сборников его стихов. Изданы его стихотворные сборники: «Свежий ветер» (на тат.яз. Казань, 1970), «Подсолнухи» (на тат.яз. Казань, 1983), «Неповторимая мелодия» (на тат. яз. Казань, 1994), «Неповторимая мелодия» (на тат. и рус. яз. Самара: Самарский Дом печати, 1999. Тир. 1500 экз.), «Два солнца» (на тат. Языке. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2000. Тир.1000 экз.). За некоторые из них поэт был удостоен высоких литературных премий Республики Татарстан.
Гакиль Сагиров несколько раз татарской общественностью Самарской и Ульяновской области был признан “Человеком года”.
На стихи поэта написаны несколько десятков песен. Вот несколько стихов Гакиля Сагирова:
Журавли
Вот и солнце вышло в небе ныне
Облака плывут громадой белой.
Журавли в безбрежной дымке синей
Кажутся мне вышивкой умелой.
Слышу крики их, и сердце бьется,
Миновали боли и тревоги.
Вижу – журавли под самым солнцем
Проложили к родине дороги.
Я распахиваю окна
Я распахиваю окна зимой,
А под окнами сугробы стоят.
Горизонт меня встречает зарей,
И березы красным цветом горят…
Я распахиваю окна зимой
И морозу, как приятелю, рад.
Ветры северные дружат со мной,
Нескончаемую жизнь мне дарят.
Я распахиваю окна зимой
Птичьи крики мне сквозь вьюгу слышны,
А над белой ледяною горой
Крики детские летят, как снежки.
Я распахиваю окна зимой.
Слышу – песню начинает весна,
Средь метелей она ясно слышна.
Я распахиваю окна зимой.
Серебряный мир
Плывет луна среди потемок скомканных.
Откиньте занавески – и тотчас
Волшебные лучи украсят комнату
И светлой грустью переполнят вас.
Усыпав щедро мир своими искрами,
Оглядывая дали до зари,
Плывет луна за горизонты близкие
Серебряной полуночной земли.
Серебряная ива наклоняется,
Вся крыша из серебряных досок,
А из трубы над домом вырывается,
Взлетая вверх, серебряный дымок.
В такие ночи таинства свершаются,
В такие ночи сказки так нужны!
Чье сердце в этот миг не восхищается
Картинами серебряной страны…
Взгляните в просветленный мир раскованный,
Откиньте занавески – и тотчас
Волшебные лучи ворвутся в комнату,
Прозрачной грустью переполнят вас.