100 лет назад родился Фуад Валеев – выдающийся татарский архитектор и искусствовед
15 мая 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося татарского архитектора и искусствоведа, основоположника татарского искусствознания Фуада Валеева (1921-1984).
Фуад Хасанович Валеев (тат. Фуад Хәсән Улы Вәлиев, 15.05.1921, Москва – 11.10.1984, Казань), видный ученый, архитектор, первый в истории Татарстана и Поволжья доктор искусствоведения (1981), основоположник татарского искусствознания, впервые создавший крупные научные труды по истории булгарского и татарского искусства, орнамента и архитектуры.
Фуад Валеев создал более ста научных и научно-популярных работ по истории татарского народного искусства и архитектуры. Широкую известность, в том числе и за рубежом, получила его книга «Татарский национальный орнамент» (1969), ставшая библиографической редкостью и настольной книгой не только для учёных, но и художников, архитекторов, дизайнеров. По рисункам из этой книги украшаются внешний вид и интерьеры многих зданий, создаётся оформление архитектурно-пространственной среды городов в республике.
Фуад Валеев родился в семье татарских интеллигентов. В 1931 году, когда маленькому Фуаду едва исполнилось 6 лет, коммунисты по чьему-то доносу схватили его отца. Вскоре его освободили за отсутствием состава преступления, но он попал в списки советского режима как «неблагонадежный». Это и послужило основанием для его очередного ареста в 1937 году по сфабрикованному обвинению. В застенках адепты преступного сталинского режима расстреляли отца двенадцатилетнего Фуада. А их семья получила клеймо «семьи врага народа».
Вся эта чудовищная несправедливость преступного советского режима не сломила Фуада, и он уезжает в Киев и поступает в строительно-инженерный институт. Окончив учебу в 1947 году, он получил специальность инженера-архитектора и приезжает в Татарстан.
Среди спроектированных молодым и талантливым архитектором сооружений немало таких, которые и по сей день украшают Казань. Это и павильон ВДНХ, и памятник Тукаю в центральном парке имени Горького и многие другие. Отличительная черта работ мастера – широкое использование форм и декоративных приемов, присущих татарской национальной архитектуре. Её он знал в совершенстве. Вот почему все его работы несут в себе особый колорит, свойственный национальному татарскому стилю, дошедшему до нас со времен Булгарии и Казанского ханства. В конце пятидесятых годов 20 века он работал в специальных научно-реставрационных мастерских, сначала – в должности начальника научного отдела, позже – главным архитектором.
Заслуга Фуада Валеева еще и в том, что он одним из первых в республике начал реставрировать памятники древнего Булгара, Биляра, другие архитектурно-исторические памятники республики.
Именно на этой ниве ярко проявился его талант не только как архитектора, но и как знатока истории. За годы работы он исколесил сотни километров дорог республики, делая обмеры и фотосъемку древних памятников, разрабатывая проекты их восстановления. Ему приходилось участвовать в раскопках вместе с археологами, штудировать научную литературу.
Начало шестидесятых годов в СССР было ознаменовано очередной антирелигиозной компанией, объявленной Хрущевым и его окружением. По всей стране начались санкционированные властями закрытия мечетей.
И вдруг в самый разгар истерии вдруг выясняется, что в Казани возводится пристрой к мечети Шигабутдина Марджани, проект которого разработал архитектор Валеев. Кто-то из партийных аппаратчиков, решивший сделать себе карьеру на ниве очередной безбожной компании, донёс об этом в Москву. Реакция последовала моментально. Специальная комиссия устроила разбирательство, результатом которого стало исключение Фуада Валеева из рядов Союза архитекторов. Началась травля. Валеева обвиняли в “пособничестве муллам-мракобесам”, в “распространении религиозного дурмана”, и запретили ему его деятельность.
Но на октябрьском пленуме 1964 года Хрущева лишили власти и его сменил Брежнев, который осудил его диктатуру. Начался период брежневского затишья. В эти годы Фуад Хасанович работает в Институте татарского языка и литературы имени Галимджана Ибрагимова. Он работает и учится в аспирантуре, а затем защищает кандидатскую диссертацию. А главное – продолжает работать над фундаментальным научным трудом, ставшим главным в его жизни – монографией «Татарский национальный орнамент». Она вышла в свет в 1969 году. Поначалу печатать ее не хотели, однако в поддержку выхода книги выступили видные ученые, искусствоведы и представители творческой интеллигенции. Именно они организовали сбор подписей в поддержку автора, и в 1969 году книга была опубликована.
Партийные чинуши после выхода книги наклеили ученому ярлык «татарский националист» и вновь началась травля ученого. Несмотря на ученую степень – искусствоведа уволили из ИЯЛИ. Вскоре он был вынужден покинуть Татарстан и переехал на постоянное место жительство в соседнюю Марийскую республику, где продолжил работу. Здесь он пишет и публикует статьи и научные труды по искусствоведению. В Йошкар-Оле, где он проживает, его очень высоко ценят как известного ученого, но на родине по-прежнему не признают.
Фуад Валеев исследовал татарское народное декоративное искусство, архитектурно-художественное оформление сельского жилища казанских татар, древнее искусство Среднего Поволжья, Волжской Булгарии, Казанского ханства. Осуществил ряд экспедиций по Татарстану и местам компактного проживания татар (Астраханская область, г. Касимов и другие). Создал научную типологию материально-художественной культуры; исследовал истоки и развитие традиционных видов татарского народного искусства – ткачества, вышивки, кожаной мозаики, ювелирного дела, керамики, резьбы по камню и дереву; показал преемственную связь татарского искусства с булгарским и золотоордынским. Дал научное определение булгарского “звериного стиля”. Им произведена атрибуция “Казанской шапки” и ряда других художественных изделий периода Казанского ханства.
Принимал участие в разработке проектов реставрации и реконструкции ряда зданий Болгарского историко-архитектурного заповедника. Один из организаторов производства в 1970-е гг. сувениров и изделий татарского народного искусства на Казанском комбинате народных промыслов, Казанской фабрике художественных изделий, в ювелирной мастерской пгт Шемордан. Внес вклад в развитие музейного дела в республике. Собранные им во время экспедиций материалы легли в основу коллекции татарского декоративно-прикладного искусства в Гос. Музее изобразительных искусств РТ, Национальном музее Республики Татарстан. По его реконструкциям и эскизам созданы макеты образцов жилых деревянных Зданий сёл Заказанья – Атни, Б. Менгера и других, которые находятся в экспозиции Национально–культурного Центра “Казань”, музее-заповеднике “Иске-Казан”), образцы керамики Волжской Булгарии и казанского ханства, ювелирных изделий; сувениров из дерева (резьба и роспись), металла и др.
Фуад Валеев ушел из жизни в 1984 году. Сегодня никто не помнит имена тех партийных чинуш, которые преследовали и травили ученого при его жизни, зато имя Фуада Валеева навсегда осталось в истории возрождения татарского народного искусства. Его книги, возвратившие татарам из глубины веков когда-то утраченные красоту и неповторимую самобытность национального орнамента, ещё послужат будущим поколениям искусствоведов, архитекторов и ученых.