100 лет назад родился моряк-герой Галлям Мурзаханов

Галлям Мурзаханов

Галлям Мурзаханов (1925-1990)

В этот день, 100 лет назад, 27 марта 1925 года, родился татарский моряк-герой, участник Великой Отечественной войны Галлям Мурзаханов (1925-1990).

Галлям Гимадеевич Мурзаханов (тат. Галләм Гыймади улы Морзаханов; 27 марта 1925, Татарские Наратлы, Зеленодольский район, Татарстан — 25 мая 1990, Казань, Татарстан) родился в сельской татарской семье.

Окончил 4 класса школы. Подростком работал трактористом в районном колхозе.

1943 — мобилизован в армию. С ноября 1943 — на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал строевым в составе 66-го отряда дымомаскировки и дегазации Днепровской военной флотилии, личный состав которого по решению командования флотилии использовался в качестве морской пехоты.

В составе этой флотилии в июне-июле 1944 года принимал участие в Белорусской стратегической наступательной операции. Флотилия действовала в бассейне Днепра – на реках Березина и Припять. Бронекатера, полуглиссеры, тральщики и плавучая батарея флотилии высаживали десанты в тылу противника, перевозили войска и боевую технику, своим огнём поддерживали наступающие части при форсировании рек, срывали перевозки противника по рекам и их переправы.

На Припяти корабли флотилии высаживали десанты на территории Гомельской области у посёлка Скрыгалово, в город Петриков, в деревни Дорошевичи и Борки. Особенно важное значение при обеспечении наступления советских войск имел десант, высаженный бронекатерами флотилии в город Пинск Брестской области, что позволило ускорить ликвидацию мощного узла сопротивления противника. Совместными усилиями сухопутных войск 61-й армии, десанта и кораблей Днепровской военной флотилии 14 июля Пинск был освобожден от немецких оккупантов.

Галлям Мурзаханов отличился в ходе десантных операций на Припяти. В составе разведывательного отряда морской пехоты в июне-июле 1944 года участвовал в боях за освобождение Гомельской и Брестской областей. Пять раз высаживался на занятую врагом территорию, в том числе был в составе разведывательного отряда в десанте 1-й бригады флотилии, в ночь на 12 июля 1944 года высаженном в речном порту Пинска. Уничтожил 5 огневых точек противника, до 10 вражеских солдат и офицеров, захватил пленного, отразил несколько контратак, а сам получил тяжёлое ранение.

В Пинске участвовал в отражении ряда контратак противника и удержании в течение двух суток захваченного плацдарма до подхода подразделений 397-й стрелковой дивизии 61-й армии. В боях на плацдарме был тяжело ранен и направлен в тыловой госпиталь.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1945 года за «мужество и героизм, проявленные в десантных операциях при освобождении Белоруссии», матросу Мурзаханову Галляму Гимадеевичу присвоено звание Героя с вручением «Золотой Звезды» номер 6316. Был награждён и другими орденами и медалями.

После окончания войны демобилизован, вернулся в родную деревню, затем переехал в Казань и работал там.

После длительного лечения был демобилизован. Жил в родной деревне, затем — в Казани.

Избирался народным депутатом Верховного Совета Татарской АССР.

Галлям Мурзаханов с супругой воспитали 8 детей, у них более 15 внуков и много правнуков.

И очерка о подвиге Галляма Мурзаханова:

В Полесье – краю густых лесов и непроходимых болот – суда флотилии, поддерживая наступающие по суше части, поднимались вверх по течению Припяти. Здесь во многих десантных операциях отличился молодой матрос Галлям Мурзаханов. Служил он на корабле лишь с конца прошлого года, а проявил себя отважным воином.

На берегах Припяти экипажи бронекатеров и сторожевиков уничтожали один вражеский опорный пункт за другим, захватывали мосты. Противник пытался задержать продвижение кораблей и выставлял в реке минные заграждения. Но с ними быстро справлялись тральщики, и флотилия проходила вперед по расчищенному фарватеру.

Маневренные, всегда готовые вступить в бой, суда внезапно появлялись там, где враг их не ждал. Так было у города Петриков, у Скрыгалова и в других местах. Ночами, прорвавшись вверх по реке, отряды подходили к занятым гитлеровцами берегам и обрушивались на укрепления огнем, а затем высаживали десант.

При высадке десанта в районе Скрыгалова под сильным обстрелом Галлям Мурзаханов незаметно подполз к проволочному заграждению и сделал проход. Далее он подобрался к немецкому пулемету и уничтожил его. По пути, проложенному смельчаком, продвинулся весь отряд.

У одного прибрежного населенного пункта Галлям Мурзаханов с группой разведчиков направился во вражеский тыл. Перед ними была поставлена задача: выяснить огневые средства немцев и разведать мост, по которому непрерывно шла переброска сил.
В расположении врага на узкой лесной тропинке Галлям Мурзаханов неожиданно столкнулся с десятью немецкими солдатами. Матрос первым, раньше их, оправился от растерянности. Действуя винтовкой и гранатой, он уложил на месте половину гитлеровцев, а остальные бежали, освободив дорогу.

Скрытно разведчик проник к заданному объекту и, наблюдая, собрал нужные сведения. Командир группы вызвал по радио огонь с кораблей по разведанным целям.

Горячий бой разгорелся при высадке десанта у деревни Дорошевичи. Продвижению десантников мешали бившие с деревенской околицы пулеметы.

После каждой короткой перебежки редели цепи моряков, и уже несколько раз убийственные очереди прижимали их к земле. Лежа рядом с товарищами на сырой болотной траве, Галлям Мурзаханов следил за вражескими пулеметчиками и прикидывал, как можно добраться до них. По собственной инициативе выдвинулся он вперед, под огнем ползком преодолел опасную зону и гранатами уничтожил два пулемета. После этого залегшие матросы вновь поднялись в атаку.

Наступающие части советских войск пробивались к центру Полесья. На труднопроходимых дорогах меж озер и болот их встречали засады, коварные ловушки и лесные завалы. Однако линия фронта и по суше и пореке приближалась к Пинску. В плане штурма этого города, учитывая слабость немецкой обороны со стороны реки, командование особую роль отвело флотилии.

Когда началась высадка десанта, Галлям Мурзаханов ступил на берег с первым отрядом. Сразу же из сильно укрепленного каменного здания по десантникам застрочили немецкие пулеметчики. Укрывшись в соседних дворах, матросы в свою очередь осыпали этот дом выстрелами, но из его превращенных в бойницы окон, не затихая ни на миг, продолжали бить пулеметы.

– Надо подбросить гитлеровцам огонька внутрь дома. Кто пойдет? – обратился к матросам командир.
– Разрешите мне, товарищ лейтенант, – вызвался Галлям Мурзаханов.

Отвлекая внимание немцев, десантники усилили огонь, а Галлям Мурзаханов в это время тенью проскользнул к зданию с другой стороны. Дерзкая вылазка увенчалась успехом. Ворвавшись в дом, боец метнул одну за другой гранаты, и в темных комнатах хлопнули взрывы. Два стоявших у окон пулемета были разбиты, а из десятка засевших в здании гитлеровцев уцелел только один, который тут же поднял руки.

Штурмовые группы десантников при поддержке артиллерии с каждым часом теснили гитлеровцев. «Полундра!» – слышался грозный матросский клич все ближе к главным улицам. В одиночку или с группой товарищей Галлям Мурзаханов несколько раз пробирался в тыл врага, вызывая панику в его рядах.

При приближении к центру города, когда сопротивление гитлеровцев особенно усилилось, Галлям Мурзаханов по приказу командира выдвинулся вперед и выбрал удобную позицию для наблюдения.

Долгие часы провел он на этом месте. Терпеливо следил за маневрами немцев, выискивал неизвестные огневые точки и сообщал их координаты.

«Действия тов. Мурзаханова во многом способствовали удержанию и расширению плацдарма в Пинске» – отмечал впоследствии командующий флотилией, представляя матроса Галляма Мурзаханова к званию Героя.

Немцы всячески старались уничтожить отважного бойца. Они били по наблюдательному пункту из орудий и минометов. Снайперы охотились за каждым неосторожным движением смельчака. Но пули и снаряды не затронули Галляма Мурзаханова. И он продолжал выполнять задачу. Только когда он сдал свой пост и возвращался в расположение отряда, врагу удалось добиться своего. Но и тяжело раненный, Галлям Мурзаханов оставался в бою до полного освобождения города.

После длительного лечения герой-матрос уже не вернулся во флотилию – дорога его лежала на родину, в Татарстан.

Поделиться: