100 лет назад вышел первый номер татарского журнала “Чаян”
В этот день, 100 лет назад, 30 января 1923 года, вышел первый номер татарского сатирического журнала на татарском языке “Чаян”.
“Чаян” (Скорпион) – татарский литературно-художественный еженедельный журнал сатиры и юмора, основанный в 1923 году. Сегодня он выходит на татарском и русском языках. Издаётся на татарском языке с января 1923 года, на русском языке – с 1956 года.
Первые номера журнала были черно-белыми, выходили на старотатарском арабском алфавите и в них преобладали тексты.
Но узнав о новом издании, художники стали предлагать оформление журнала. Один из первых татарских карикатуристов Гусман Арсланов буквально завалил редакцию журнала своими рисунками. Позднее палитру «Чаяна» обогатили художники Г. Юсупов, М. Амиров (впоследствии выдающийся татарский писатель Мирсай Амир).
Героями карикатур в те годы становились в основном «бывшие люди» — богатеи, баи, муллы и кулаки. Графика рисунков поначалу была далека от совершенства — профессиональных карикатуристов тогда в «Чаяне» просто не было. В журнал приходили молодые художники, желающие попробовать себя в сатирической графике. Сначала рисунки были простоваты, но набравшись навыков и опыта, через несколько лет художники превращались в самобытных мастеров карикатуры и уже до конца своих дней не расставались с любимым делом.
В тридцатые годы прошлого века в «Чаяне» стали публиковать свои рисунки художники Ш. Мухаметжанов, И. Сулейменов, 3. Шайдуллин.
В июне 1941 года вышел единственный номер «Чаяна» военного времени. После этого издание журнала было прервано на десять лет. Второе рождение произошло в декабре 1951 года. В это время в коллективе художников «Чаяна» появляются новые имена. Плодотворно начинают сотрудничать с журналом уже сложившиеся мастера как Джагфар Булат, так и многочисленная группа карикатуристов младшего поколения.
В пятидесятые годы вокруг «Чаяна» сложилось мощное ядро самобытных художников с яркими, запоминающимися почерками.
Шестидесятые годы с их «оттепелью» принесли «Чаяну» возможность касаться более широкого круга тем – журнал получил второе дыхание. Для работы в «Чаяне» приглашаются такие видные мастера кисти, как X. Якупов, Л. Фаттахов.
В популярном издании начинают по-настоящему «звучать» молодые художники, которые в пятидесятых годах делали первые шаги — Зуфар Хусаинов, Иван Хантемиров, Ильдар Ахмадеев.
К работе в «Чаяне» были привлечены такие одаренные сатирики, как Л. Насыров, С. Насырова и другие молодые художники, которые в полной мере раскрыли свой талант уже в семидесятые годы. Эти мастера отлично вписались в журнал, развивая его традиции и значительно обновляя его сатирическую графику. Показательно то, что многие чаяновские мастера, со временем переезжая в Москву, становились «крокодильцами». В конце семидесятых ими стали Л. Насыров и С. Насырова. В этом факте — свидетельство признания мастерства казанских сатириков.
Семидесятые годы подарили «Чаяну» целую плеяду молодых художников, делавших тогда первые шаги в карикатуре. Они были полны юношеского задора и желания изменить мир к лучшему своими рисунками. Тогда впервые зазвучали имена Фарида Вахитова, Фарида Галеева, Рушана Гатауллина, Марата Насыбуллина, Айдара Утяганова, Зуфара Хакимова. Их рисунки обладали яркой индивидуальностью и современной манерой. «Чаян» был для них великолепной школой — ведь семидесятые и восьмидесятые можно назвать «золотым веком» журнала. Рядом с молодёжью работали мастера высочайшего класса — И. Ахмадеев, X. Ахметзянов, И. Хантемиров, возглавлявший в те годы художественный отдел, Э. Дышаев. О каждом из этих самобытных художников можно написать отдельную главу книги истории журнала.
Эрнест Дышаев, делавший первые шаги ещё в шестидесятые годы, стал поистине народным художником и остаётся любимцем читателей по сей день. Два хитреца — Кутбутдин и Сайфутдин — персонажи, придуманные Дышаевым, долгие годы не сходили со страниц журнала.
В восьмидесятые годы художественный отдел журнала возглавил Тагир Фаизов. Он привнёс в «Чаян» своеобразную декоративность, яркую цветовую аппликативность. Появились и новые имена, такие как Ринат Абзалов.
В семидесятые годы весьма плодотворно работала в «Чаяне» в жанре карикатуры София Насырова. Тогда же в журнале начала свой творческий путь Светлана Фаттахова. «Женская традиция» продолжается и сегодня — первые шаги на страницах журнала делают Эльвира Дышаева, Миляуша Саляхова, Кадрия Биккинеева, Танзиля Давыдова.
В девяностых годах в журнале появились такие яркие художники, как И. Нафиев, А. Мамаев.
Сегодня «Чаян» – один из немногих сохранившихся юмористических изданий на постсоветском пространстве. Редакция выпускает веселый журнал для веселых людей, стараясь сохранить лучшие чаяновские традиции – юмор, народность, высмеивание нелепостей и глупостей нашей жизни. В то же время «Чаян» идёт в ногу со временем, осваивая новые юмористические подходы и темы.