85 лет назад родилась актриса Нажиба Ихсанова
В этот день, 85 лет назад, 25 января 1938 года, родилась татарская актриса театра, мастер художественного слова Нажиба Ихсанова (1938-2021).
Нажиба Гимаделисламовна Ихсанова (Нажиба Ихсани, тат. Нәҗибә Гыймаделислам кызы Ихсанова; 25 января 1938, Новый Ташлыяр, Тумутукский район, Татарская АССР — 12 марта 2021, Казань, Татарстан) родилась в татарской сельской многодетной семье. В семье её родителей — ветерана и инвалида войны Гимаделислама и матери-героини Минлеямал кроме Нажибы росли ещё шестеро детей. Мама родила десятерых детей, но трое из них умерли в младенчестве. Годы детства Наджибы были голодными и еды в доме на всех не хватало. При этом дети умели радоваться любой мелочи, старались сами себе поднимать настроение, пели песни, устраивали дома театрализованные представления. Так Нажиба и полюбила театр.
С детства Нажиба участвовала в концертах для односельчан, любительских спектаклях по пьесам «Первый театр» Г.Камала и «Асылъяр» М.Файзи, ставимых деревенской молодёжью, никогда не видевшей профессионального театра. Отучившись в начальной школе в родной деревне, закончила семилетнюю среднюю школу в соседнем селе Чалпы.
В 1956 году для получения дальнейшего образования Нажиба Ихсанова добралась до Казани, и сдала вступительный экзамен в Высшее театральное училище перед комиссией при Татарском академическом театре. На экзаменах познакомилась со своим будущим мужем – будущим выдающимся татарским драматургом Туфаном Миннуллиным. Затем на перекладных поездах отправилась на учёбу в Высшее театральное училище в Москву с мечтой о театральной карьере.
В 1961 году окончив в Москве татарскую студию Высшего театрального училища, Нажиба Ихсанова и Туфан Миннуллин вернулись в Казань и вскоре поженились.
С 1961 года Нажиба Ихсанова начала работать актрисой Татарского академического театра имени Г.Камала, где и проработала более 50 лет.
Нажиба с первых же сыгранных ролей приковала к себе внимание свободой сценического поведения и точным ощущением жизненной правды в сочетании с бурным темпераментом. Демонстрировала яркую и острую характерность сценических воплощений, отличающихся необычной разнообразностью — от изысканной жеманности до намеренного утрирования в сторону гротеска и буффонады.
В ролях своих героинь при всей их многогранности умела находить наиболее отличительную деталь, например, в манере поведения и особенностях речи, благодаря чему выпукло передавала суть образа. Будучи разноплановой актрисой, сыгравшей ряд крупных ролей, уделяла большое внимание выразительной внешней форме, глубокой психологической разработке и отточенности рисунка роли. Несмотря на стремление к жизнеподобию и достоверности, при этом роли её отличались своей откровенной театральностью.
Как бывшая деревенская жительница, прочувствовавшая атмосферу села, его людей, логику поступков, создавала образы простых, обычных, близких земле женщин, которые были хорошо приняты зрителями. Отличаясь яркой и выразительной внешностью, была занята в ролях широкого диапазона — от юных девчушек до умудрённых жизнью старушек. Играла и положительных, и отрицательных персонажей, нередко достигая глубокого драматизма, подлинно трагедийного накала чувств, но также не забывала и о присущем только ей юморе.
Была занята в постановках многих пьес, как исторических, так и современных, в том числе авторства своего мужа – драматурга Туфана Миннуллина, роли в которых стали её «визитной карточкой». Также часто была занята на радио как мастер художественного слова, снималась в телевизионных фильмах, проводила концерты со стихотворениями и прозаическими произведениями из своеобразного цикла о женской судьбе, выступала в школах, институтах, музеях, на эстраде, радио и ТВ.
Народная артистка России (2000), народная артистка Татарской АССР (1982), заслуженная артистка РСФСР (1987), заслуженная артистка Татарской АССР (1976). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (1998) — за главную роль Миляуши в спектакле «Хушыгыз!» (Прощайте!) Ф. Бикчантаева по пьесе Т. Миннуллина на сцене Татарского государственного академического театра имени Г.Камала.
Внесла большой вклад в развитие традиций актёрского искусства татарского театра, встав в ряд крупных мастеров национальной сцены. Называлась «королевой сцены», которой невозможно найти замену.
Супруг — Туфан Миннуллин (1935-2012), драматург. Познакомились в Казани на вступительных экзаменах в татарскую студию театрального училища, объяснились в любви уже в Москве в 1957 году, а поженились в 1961 году в Казани. По мужу — Миннуллина. В 1963 году у творческой пары родилась дочь Альфия Миннуллина, известная татарская журналистка, одна из основательниц татарской интернет-журналистики.
Главными ценностями в своей жизни Нажиба называла семью и творчество, которые должны быть в хорошем смысле связаны между собой.
В 2008 году выпустила книгу мемуаров «Уйнап узган гомер» (Жизнь, прожитая на сцене).
В 2012 году овдовев, так и не оправилась от смерти мужа. В 2013 году отметила своё 75-летие участием в спектакле по пьесе Туфана Миннуллина, выйдя в 455-й раз на сцену татарского театра. В 2018 году на сцене Театра Камала был отмечен 80-летний юбилей Ихсановой. В последние годы сильно болела и почти не выходила из дома. В 2019 году перенесла инсульт, в результате оказалась прикована к постели, никого не узнавала, проведя в таком состоянии более двух лет. Скончалась в возрасте 83 лет в одной из казанских больниц, куда была доставлена на машине скорой помощи в связи с ухудшением состояния здоровья.
Родная деревня Нажибы Ихсановой – Яңа Ташлы Яр, насчитывавшая всего двадцать дворов, пришла в упадок и полностью исчезла к 1980-м годам. В 2013 году на месте деревни была открыта стела с именем Нажибы Ихсановой.