155 лет назад родился писатель Галиаскар Гафуров-Чыгтай
В этот день, 155 лет назад, 16 сентября 1867 года, родился выдающийся татарский писатель, религиовед, публицист, журналист Галиаскар Гафуров-Чыгтай (1867-1942).
Галиаскар Мугинутдинович Гафуров-Чыгтай (тат. Галиәсгар Мөгыйн улы Чыгътай, 16 сентября 1867, с. Чәтрән, Чистопольский уезд, Казанская губерния, Российская империя — 20 августа 1942, с. Иске Ибрай, Аксубаевский район, Татарская АССР, СССР) родился в татарской семье сельских тружеников. Окончив местное медресе поступил в Чистопольское училище.
1883–1891 обучался в медресе г. Чистополь.
1891–1899 работал учителем. Кроме образовательной деятельности всерьез занимался публицистикой, изучением религии, делал заметки по произведениям татарских писателей и поэтов. Одновременно с разрешением на открытие молитвенного дома в г. Бузулуке указом Самарского губ. правления от 19.02.1897 г. был утвержден к нему в должности 1-го муллы, а также в званиях имам-хатыба и мударриса. По поручению ОМДС с апреля 1898 г. по декабрь 1905 г. регулярно навещал мусульманскую общину с. Сорочинского Бузулукского уезда Самарской губ. (ныне г. Сорочинск Оренбургской области) для совершения религиозных обрядов и регистрации актов гражданского состояния.
1897-1914 служил имамом в г. Бузулук.
1915-1916 жил в Казани, работал в газете «Кояш».
1916-1924 жил в Уфе, работал в газете «Тормыш».
1924-1941 жил в Москве, работал в Центральном издательстве народов СССР,
в 1925–1932 работал ответственным редактором московского журнала «Фэн хэм дин» (Наука и религия).
1941-1942 жил в селе Иске Ибрай.
Галиаскар Гафуров-Чыгтай — достойный продолжатель реалистического направления в татарской просветительской литературе, автор повести «Тутам» («Моя сестра»). Её 1-я часть, написанная в 1898 г., была опубликована в 1902 г. на средства Ф.Карими в Оренбурге. Её повествование идёт от имени главной героини Галимы и построена в форме её бесед с мужем. В книге подвергались критике патриархальные устои в семейных отношениях, отстаивалось право женщин на общественную деятельность. Повесть была положительно оценена татарской и русской прогрессивной общественностью, в том числе и Ризаэтдином Фахретдином. В июне 1906 г. в журнале «аль-Гаср аль-Джадид» вышла 2-я часть повести. В 1908 г. по инициативе Г.Тукая обе части были изданы отдельной книгой.
Публицистическая книга Гафурова-Чыгтая «Исабәт» («Путь к истине», 1909 г.) стала знаменитой в исламском мире. Она направлена против схоластических догматов религии, ставила под сомнение многие положения Корана и шариата. За эту книгу Гафуров-Чыгтай был лишён духовного сана. Книга была принята в штыки официальным мусульманским духовенством, а в Оренбургском магометанском духовном собрание было возбуждено дело против автора. ВЛиятельные сановники дискредитировали Гафурова-Чыгтая, собственные прихожане подвергли имама обструкции и отказались выдавать деньги на его содержание. Имея большую семью из 10 человек, Гафуров-Чыгтай был вынужден отказаться от должности имама для поиска средств к существованию и журнальным постановлением Самарского губернского правления от 17.03.1914 г. был уволен из имамов.
Сочинения:
Мин нидән динсезләндем. М., 1924;
Дини корбаннар. М., 1927;
Дин хорафатлары. М., 1929.