70 лет назад родился Наиль Латфуллин – выдающийся татарский художник-авангардист, живописец, график, поэт

Наиль Латфуллин

Наиль Латфуллин (1952–1992)

В этот день, 70 лет назад, 9 января 1952 года, родился выдающийся татарский художник-авангардист, живописец, график, поэт Наиль Латфуллин (1952–1992).

Наиль Саидович Латфуллин (Наил Сәет Улы Лотфуллин, 9 января 1952, Уфа – 19 ноября 1992, Уфа) родился в татарской семье. Ходил в татарский детский сад по улице Мажида Гафури. С трехлетнего возраста с родителями два года находился в Монголии. Отец, Саид, во время своей заграничной командировки участвовал в строительстве железной дороги “Москва – Улан-Батор – Пекин”. Вернувшись в Уфу, Наиль поступает в школу N 45 города Уфы, хорошо учится. Дар к рисованию просыпается у Наиля очень рано, поэтому параллельно он учится и в вечерней худоҗественной школе.

В 1965 году пятиклассник Наиль за хорошую учебу награждается путевкой в пионерский лагерь “Артек”, и там, участгвуя на конкурсе юных живописцев, становится победителем и награждается медалью “Артек”.

В 1969 году Наиль успешно окончил школу. Внешне Наиль был очень привлекательным и стройным мальчиком. Не случайно представитель Уфимского Дома моделей выбирает для демонстрации детских моделей именно его, и Наиль независимо начинает зарабатывать деньги самостоятельно, чем весьма удивляет своих родителей.

После службы в армии Наиль учится в художественном отделении Уфимского училища искусств. В 1975 окончил художественное отделение Уфимского училища искусств.

1975-1979 годы: молодой художник, совмещая работу дворника и руководителя кружка юных художников, создает свои первые значительные произведения, принимает участие на многих зональных выставках.

Лидер уфимского «андерграунда» (1980–1987), один из основателей творческой группы «Сары бия» («Желтая лошадь»). Организатор и руководитель объединения художников «Чингисхан» (1990–1992). Инициатор и один из организаторов татарской межрегиональной выставки «Татарт» (Санкт-Петербург–Казань, 1991).

Наиль Латфуллин – один из ведущих художников в области российского авангарда, синтезирует традиции татарского народного искусства и западноевропейской живописи. Художественный язык ряда произведений Латфуллина перекликается со стилистикой реалистического направления, которому он отдавал предпочтение в жанре портрета («Евгений Малютин», 1978 ; «Әби» («Бабушка»), «Портрет мальчика», оба – 1980 ; «Хадый абый», 1982 ; «Толик Маткин», 1983 ; «Девушка у окна», 1986 ; серия портретов деятелей татарской культуры – «Шайдулла Маннанов», «Шамун Фидаи», оба – 1980 ; «Галимжан Ибрагимов», 1981 ; «Мажит Гафури», 1983), пейзажа («Ночной прохожий», 1978 ; «Сельский мотив», 1984 ; «Морозный день», 1985 ; «Пейзаж с лодкой», 1986), отчасти натюрморта («Натюрморт», «Натюрморт с золотыми шарами», оба – 1980).

Латфуллин обращался также к языку абстрактного искусства, создал серии картин с ассоциативно и эмоционально выразительными образами («Лавирование», 1988 ; «Затаив взор», «Крест», обе – 1989 ; «Медитация духа», «Ощущение покоя», обе – 1990 ; «Восточная композиция», 1991 ; «Пространство времени», 1992 и другие).

Будучи руководителем группы художников объединения «Чингисхан» Латфуллин провозгласил идейную концепцию татарской авангардной живописи, осваивающей духовное пространство национальной культуры и в то же время находящейся в общем потоке мирового художественного развития. Символом группы стал декларативный образ Белого Всадника в картине Латфуллина «Чингисхан» (1992). Покоритель земного и духовного пространства, он вознесся над миром с золотистым круглым щитом – символом солнца – в руке.

Философская концепция творчества Латфуллина выражена и в автопортрете – фигуре человека на фоне солнечного диска, держащего в руке каравай хлеба («Сын Солнца», 1989), в синтезе восточного и западного начал («Башня», 1991), воплощенной в архитектурном образе башни идее духовности («Устремление», 1989).

В произведениях Латфуллина, выходящих за рамки определенного стиля, неожиданно совмещаются реальное и условно-фантастическое, обыденное и возвышенно-философское, некое пророческое видение мира в его парадоксальности и назидательности потомкам («Икар», 1982 ; «Поэт-пророк», 1984 ; «Тукай и Шурале», 1986 ; «День сегодняшний. День вчерашний», 1987 ; «Мистерии на Нугуше», 1988 ; «Философ», 1988 , 1989 ; «Лодка», 1992). Драма современной жизни отражена в образах людей, предстающих в молчаливом конфликте с судьбой, в окружении аллегорического мира вещей, иногда наделенных гротескными чертами («Тукай», 1986 ; «Инфанта», 1988 ; «За водой», «Кабир», обе – 1989; «Четыре сестры», «Гульнара», «Сююмбике», все – 1992).

На полотнах Латфуллина национальное чаще возникает ассоциативно, хотя художник выявляет характерный типаж и использует традиционные мотивы, цветовую гамму народного искусства. Его произведения отличаются архитектоникой пространства и колоритом, построенным на контрастных сочетаниях насыщенной палитры, декоративностью композиционного решения, динамичной фактурой. Графическое наследие Латфуллина представлено примерно 500 рисунками в техниках карандаша, туши, гуаши.

С 1974- участник республиканских выставок, зональных выставок, («Урал социалистический», город Тюмень, 1979 ; город Курган, 1991), всероссийских выставок («Художники автономных республик, областей и национальных округов РСФСР», Москва, 1989), групповых выставок творческих объединений «Инзер» (город Уфа, 1989 ; 1990 ; Москва, 1991), «Сары бия» (Москва, 1989 , 1991 ; город Челябинск, 1990) и «Чингисхан» (Санкт-Петербург, 1990 ; Казань, 1992), межрегиональной выставки «Татарт» (Санкт-Петербург–Казань, 1991) и других. Персональные выставки: 1992, 1993 гг. (из произведений графики), посмертно в 2002, 2003 гг. (город Уфа).

В 1993 году издан сборник стихов Наиля Латфуллина «Лирика».

Работы Наиля Латфуллина находятся в Третьяковской галерее и Министерстве культуры РФ в Москве, Башкирском художественном музее в Уфе, Музее национальной культуры Национального культурного центра «Казань», Челябинской областной картинной галерее, галерее искусств «Асаdemia» Уфимского государственного института сервиса, в Полномочном представительстве Республике Башкортостан в Москве, частных коллекциях в России и за рубежом (Австрия, ФРГ, Франция, США).

В 2002 году в городе Уфа, по адресу Улица К.Маркса, 32 открыт Музей имени Наиля Латфуллина с постоянной экспозицией его произведений, позже переименованный в Музей современного искусства Республики Башкортостан имени Наиля Латфуллина.

Поделиться: