120 лет назад родилась Марьям Рахманкулова – татарская оперная певица и композитор

Марьям Рахманкулова

Марьям Рахманкулова (1901-1990)

В этот день, 120 лет назад, 20 ноября 1901 года родилась татарская оперная певица и композитор Марьям Рахманкулова (1901-1990).

Марьям Габдельмановна Рахманкулова (тат. Мәрьям Габдельман Кызы Рахманкулова, 20 ноября 1901, Казань — 8 февраля 1990) — татарская оперная певица, композитор. Заслуженная артистка ТАССР. Народная артистка ТАССР. Заслуженная артистка РСФСР. Народная артистка РСФСР. Родилась в татарской семье служащего типографии.

В 1924—1928 обучалась в Казанском музыкальном техникуме.
С 1927 года работала на радио.
В 1934—1938 обучалась в Татарской оперной студии при Московской консерватории.
В 1935—1937 там же обучалась композиции.
В 1939-1960 – солистка Татарского театра оперы и балета.

Частыми гостями дома Рахманкуловых были видные татарские писатели Фатих Амирхан и Габдулла Тукай. В доме часто звучала музыка, участницей этих музыкальных вечеров была и маленькая Марьям, она покоряла слушателей своим мелодичным, красивым голосом, умением проникновенно исполнять народные песни. Фатих Амирхан писал о богатом даровании юной певицы.

В актерской судьбе М. Рахманкуловой огромное значение сыграла встреча с композиторами Салихом Сайдашевым и Мансуром Музафаровым. Молодые музыканты познакомили певицу со своими первыми работами, аккомпанировали ей в концертах. Рахманкулова быстро приобрела заслуженную известность.

Марьям Рахманкулова была одной из первых, кто прокладывал дорогу к татарскому оперному искусству. За годы работы в Татарском государственном театре оперы и балета им. М. Джалиля ею было исполнено множество партий из опер татарских, русских и зарубежных композиторов. Рахманкулова — первая татарская актриса, создавшая образ Кармен в одноименной опере Ж.Бизе.

М. Рахманкулова помимо исполнительства также увлекалась композицией. Обучаясь вокалу в оперной студии, она посещала творческие семинары, занималась композицией. Ею было написано более 20 лирических и детских песен на стихи Г. Тукая, произведения для фортепиано, струнного оркестра и голоса, музыкальное оформление пьесы «Тапкыр егет» Д. Аппаковой, обработка цикла татарских народных песен.

Основные партии:

Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
Графиня («Пиковая дама» П. Чайковского)
Любовь («Мазепа» П. Чайковского)
Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
Тугзак («Алтынчеч» Н. Жиганова)
Жихан («Башмачки» Дж. Файзи)
Талли («Аршин мал алан» Г. Гаджибекова)
Зайтуна («Чайки» Дж. Файзи)
Шарифабика («Наёмщик» С. Сайдашева) и другие.

Сочинения для струнного оркестра:
«Маленькая сказка» (1940)

Сочинения для голоса и струнного оркестра:

Две татарские песни:
«Река» (1938)
«Башмачки» (1940)

Сочинение для фортепиано:
Песня без слов (1938)

Сочинения для голоса с фортепиано:

«Наша песня» (1964)
«Цветок» (сл. А. Пушкина, 1937)
«Родина»(сл. Г. Кутуя, 1942)
«Потешный ученик» (сл. Г. Тукая, 1943)
«Девочка и бабочка» (сл. Г. Тукая, 1943)
«Колыбельная» (сл. нар., 1944)
«Приезжайте в гости» (сл. М. Хусаина, 1953)
«Ах, песни мои» (сл. А. Ерикеева, 1962)
«Песня о Кубе» (сл. М. Хусаина, 1964)

Сочинение для хора:

«Праздник ёлки» (сл. К. Наджми, 1952)
А также музыка к драматическим спектаклям и радиопостановкам; обработки татарских народных песен.

Поделиться: