Рубрики
Цитаты
  

Алмаз остается алмазом, даже если его бросить в грязь.

   

Татарская мудрость

В этот день
1921-Совнарком Татарстана поручил открыть курсы татарского языка в Казани, кантонах и волостях

1928-Родился Кязим Эминов (1928-1976), живописец

Новости


Сегодня - 200 лет со Дня рождения выдающегося просветителя Шигабутдина Марджани - Tatarlar.info 16.01.2018 . 09:56

Шигабутдин Марджани Сегодня исполняется 200 лет со Дня рождения выдающегося татарского мусульманского просветителя, учёного, общественного деятеля, педагога, историка, философа и публициста XIX века Шигабутдина Марджани.

В связи с этой знаменательной датой Духовное Управление Мусульман РеспубликиТатарстан объявило 2018 год - "Годом Шигабутдина Марджани".

Шигабутдин Марджани ( Шихабуддин Марджани, 16 января 1818 с. Ябынчи, Татарстан - 18 апреля 1889, Казань, Татарстан) родился в селе Ябынчи Атнинского района Татарстана. Образование получил в медресе деревни Ташкичу Казанского уезда, Бухаре и Самарканде.

В 17 лет он начинает преподавать в медресе и, будучи неудовлетворенным учебником морфологии персидского языка, составляет свою редакцию. В 1838 году Марджани отправляется в Бухару для продолжения образования, а затем переезжает в Самарканд.

В 1848 году, после одиннадцатилетнего отсутствия, с новым багажом знаний Марджани возвращается на родину и в марте 1850 года назначается имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети.

В 1867 году Духовное собрание мусульман Поволжья и Приуралья назначило Марджани на должность ахуна и мухтасиба Казани, что явилось несомненным признанием его деятельности со стороны руководства мусульман. С официальными светскими властями у Марджани также устанавливаются позитивные контакты. Он выполняет отдельные поручения казанской губернской власти: следит за изданием текста Корана в казанской типографии; организует сбор денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения; составляет отчеты о рождении, бракосочетании и смерти мусульман для государственных учреждений; участвует в судебных заседаниях при произнесении клятв мусульманами. Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани: в 1870 году выходит в свет его книга «Назратуль-хакк», с новыми для того времени и его родной среды религиозно-реформаторскими идеями, принесшая автору широкую известность не только на родине, но и на всём мусульманском Востоке.

Просветительские идеи Марджани охватывают самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа, включая в себя мысли о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (античной, арабской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культур). Учёного заботили и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, беспокоили его благосостояние, социально-экономическое и политическое положение. Считая просвещение самым мощным орудием прогресса, учёный пытался вызволить свой народ из «спячки». Учёный стремился ответить на многие вопросы, которые поднимало развивающееся по буржуазному пути татарское общество: «обновить веру», поднять социально-политический и культурный уровень татарского народа, приобщить его к современной цивилизации. Религиозные взгляды Марджани проявляются в критике вопросов каляма (направление в исламской теологии). Необходимы были реформа медресе, преобразование преподавания. Многие считают Марджани предвестником джадидского движения в России[3]. Именно он заложил его основы — реформу преподавания в медресе, способствовавшую усвоению татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки. Марджани написал более 30 произведений, большая часть которых была издана в основном на арабском языке, в том числе следующие известные труды, переведённые на многие языки мира:

«Хакк аль-ма’рифа ва хусн аль-идрак» («Истина познания и красота её постижения», 1880 г.) – труд о мусульманском праве, в котором учёный излагает также свои социально-политические взгляды;
«Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара», 1885 г.) – труд по истории Волжской Булгарии и Казанского ханства;
«Китаб аль-хикма аль-балига аль-джинния фи шарх аль-акаид аль-ханафия» («Книга о вероучении ханафи», 1888 г.) – труд, в котором Марджани излагает свои религиозно-философские взгляды;
«Бит-тарикат аль-мусла ва аль-акидат аль-хусна» («Достойным подражания путём и наилучшим убеждением», 1890 г.) – труд о проблемах логики и познания.

Не все произведения, написанные ученым, увидели свет. Многие до сих пор бережно хранятся в частных хранилищах. Идейно-философские взгляды Марджани, его деятельность в качестве педагога, религиозного деятеля, историка, просветителя, философа останутся заметным явлением в отечественной истории. Шигабутдин Марджани похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы.

В 2002 году Институту истории Академии наук Республики Татарстан присвоено имя Шигабутдина Марджани — «Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ».
Именем Шигабутдина Марджани назван издательский дом, специализирующийся на выпуске литературы по исламоведению.
Его имя носит улица в Вахитовском районе Казани, Правобережном районе Магнитогорска, г. Елабуга, а также в г. Альметьевск.
Именем Шигабутдина Марджани названа Соборная мечеть в Казани.
Коморгузинская средняя общеобразовательная школа Атнинского района Республики Татарстан носит имя Шигабутдина Марджани.
Именем Марджани назван известный мусульманский просветительский благотворительный "Фонд Марджани", работающий в г. Москва.
Ежегодно проходит научно-просветительская конференция "Чтения им Шигабутдина Марджани".



Источник: Татары - Международный татарский портал TATARLAR.INFO

Информация
Поиск




^ Наверх ^

Агентство Безопасности ПРЕВЕНЦИЯ



Татары. Международный Татарский Портал Татарлар.Инфо
Статьи, вопросы, пожелания и предложения присылайте на нашу почту. Указывайте источник и автора публикаций, информация не проверяется на первоисточник. Мы не публикуем противозаконную информацию. Мнение авторов публикаций является субъективным и не является позицией редакции. Редакция не является организатором мероприятий и не несет ответственность за достоверность афиш и анонсов. При перепечатке и использовании текстов и изображений гиперссылка на Tatarlar.Info обязательна.