150 лет назад родился государственный деятель Габдуллатиф Байтеряков
В этот день, 150 лет назад, 29 марта 1873 года, родился татарский государственный и общественно-политический деятель, депутат IV Государственной думы Российской империи от Уфимской губернии, Габдуллатиф Байтеряков (1873-1951).
Габдуллатиф Байтеряков (тат. Габделлатыйф Хәбибулла улы Байтирәкев; 29 марта 1873, д. Ташлыкуль, Богадинская волость, Белебеевский уезд, Уфимская губерния, РИ – 23 апреля 1951, Уфа, СССР) родился в сельской татарской семье.
1887 – Окончил начальную татарскую школу при деревенской мечети.
1887 – поступил в Оренбургскую татарскую учительскую школу.
1894 – мобилизован в царскую армию, демобилизован в запас в 1899 году в звании унтер-офицера. Женился. Стал отцом троих детей.
1899-1904 – работал в Давлекановском лесничестве.
1904 – мобилизован в связи с началом русско-японской войны, служил в царской армии унтер-офицером. Участник русско-японской войны 1904-1905. Войну империя быстро проиграла, и Габдуллатиф Байтеряков вскоре невредимым убыл обратно на родину.
На родине Габдуллатиф Байтеряков занялся общественной деятельностью.
1904-1907 – Волостной старшина (глава сельского поселения с административными и надзорными функциями). Затем он стал Гласным (депутатом) Белебеевского уездного земского собрания.
1908-1912 – заведующий по воинским делам Белебеевского уезда, затем счетовод в Богадинском волостном правлении.
1912 -1917 – депутат IV Государственной Думы Российской империи от Уфимской губернии, входил в Мусульманскую фракцию и Земельную комиссию.
В дни Февральской революции 1917 года вошел в Комиссию по внутреннему распорядку Государственной Думы (начало марта 1917). Под надзором Габдуллатифа Байтерякова находилось оружие, хранившееся в комнате № 1 Таврического дворца. Участвовал в вывозе из Таврического дворца различных вещей, принесенных восставшими.
В мае 1917 года Габдуллатиф Байтеряков отошёл от государственной деятельности, вернулся на родину, вёл хозяйство, работал в государственных и кооперативных организациях на рядовых должностях, в том числе в Уфе .
1920-1921 – работал в Буздякском хлебозаготовительном пункте.
1924-1929 – бухгалтер Буздякского кредитного товарищества.
В связи с его принадлежностью к дореволюционному парламенту он расценивался советской властью как «ненадёжный элемент».
В 1928 году комиссия башкирского Наркомпроса исключила детей Габдуллатифа Байтерякова из высших учебных заведений как детей «классово чуждого элемента». Габдуллатиф Байтеряков в заявлении в Башнаркомат рабоче-крестьянской инспекции тогда писал:
…Такой взгляд, по моему, ошибочен, потому что я хотя был членом IV Государственной думы, но по выбору от крестьянского населения, как сам крестьянин потомственный, а не от помещиков или купцов. Я, будучи членом Думы, принадлежал к левому крылу её и защищал интересы крестьянства, что может быть известно следившим за работой Думы, откуда вернулся домой в мае месяце 1917 года и с тех пор живу в своей волости и работаю на общественных и кооперативных организациях, занимаюсь сельскохозяйством лично. Право голоса в выборах Советской власти имею, среднего состояния (имею 2-х лошадей и 1 корову) и, следовательно, нет места называть меня чуждым элементом…
Инспекция решила дать возможность детям Габдуллатифа Байтерякова доучиться, лишив их стипендии, но решением Башнаркомпроса они были исключены.
В 1929 году на Габдуллатифа Байтерякова сочинили донос, что он якобы «занимался антисоветской агитацией». Габдуллатиф Байтеряков был неправомерно арестован и отправлен в ссылку в Архангельск.
1929-1932 годах отбывал ссылку в Архангельске.
С 1932 – после возвращения из ссылки Габдуллатиф Байтеряков работал кассиром в Уфимском авиационном техникуме.
До последнего дня жил в Уфе.
Полностью реабилитирован только в 1955 году.