190 лет назад родился татарский просветитель Зайнулла Расулев
В этот день, 190 лет назад , 25 марта 1833 года, родился выдающийся татарский просветитель, мусульманский религиозный деятель, мыслитель, теолог, богослов, лидер мусульман Волго-Уральского региона Зайнулла Расулев (1833-1917).
Зайнулла Расулев (тат. Зәйнулла Хәбибулла улы Рәсүлев, Зәйнулла бин Хәбибулла бин Рәсүл; 28 марта 1833, д. Шариф, Троицкий уезд, Оренбургская губерния, РИ – 2 февраля 1917, Троицк, Оренбургская губерния, РИ) родился в семье сельского муллы. Его отцом был сельский имам-хатиб Хабибулла Расулев, а предок в седьмом поколении шейх Мурад Кабул – был известен святостью в тех краях.
Начальное образование Зайнулла Расулев получил в медресе села Ахуново, а затем поехал учиться в уездный город Троицк в медресе муллы Ахмада аль-Мункари.
В 1859 после окончания медресе в Троицке – Зайнулла Расулев был определён модаррисом и имам-хатыйбом в аул Ак-Кужа Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии, который находился рядом с его родной деревней. Именно находясь здесь Зайнулла Расулев сделал окончательный выбор собственного пути, с которого не сойдёт до самой своей смерти. Чувствуя в себе огромный потенциал творческих сил, подкрепляемых мощью духа, он решил встать на путь духовного подвижничества.
В 1869 Зайнулла Расулев был посвящен в члены братства Накшбандийа.
В 1869-1870 – Зайнулла Расулев совершил хадж в Мекку и посетил Стамбул.
По возвращении на родину Зайнулла Расулев ввёл ряд новшеств в практику среди местных мусульман: громкий зикр (многократное упоминание имени Аллаха), празднование Маулид ан-Наби (дня рождения пророка Мухаммада), ношение чёток и т.д. Этим он навлёк на себя ненависть и злобу представителей официального ислама. Муллы-ортодоксы и кадимисты обвиняли Зайнуллу Расулева в ереси и сфабриковали на него донос о его якобы «враждебной деятельности против властей». По этому доносу Зайнулла Расулев был арестован и в январе 1873 года сослан в политическую ссылку, которую отбывал поочерёдно в Златоусте в течение восьми месяцев, в Никольске Вологодской губернии (1873-1876) и в Костроме (1876-1881).
В 1881 году Зайнулла Расулев вернулся из ссылки и возобновил свою религиозную деятельность в деревне Ак-Кужа и совершил второй хадж в Мекку.
С 1884 года – имам-хатиб мечети в Троицке Оренбургской губернии. Пр мечети Зайнулла Расулев основал и построил медресе «Расулия» – одно из первых новометодных учебных заведений Южного Урала. Медресе «Расулия» имело два здания, одно стоимостью 70000 рублей, другое 16000 рублей.
Рядом с мечетью Зайнулла Расулев построил гостиницу (мусафир-хана) для людей, которые приезжали отовсюду за духовным советом и помощью. Первый этаж своего дома Зайнулла Расулев отвел под библиотеку, которой передал коллекцию собранных им книг и 3500 рублей на её содержание и пополнение.
В Троицке Зайнулла Расулев создал целую мусульманскую инфраструктуру, включавшую медресе «Расулия», гостиницу, типографию и библиотеку. В пользу медресе он передал 19 000 рублей из своих средств. Современники называли этот район «Мигмария» (обустроенный).
Медресе «Расулия», построенное рядом с мечетью Зайнуллы Расулева, завоевало репутацию одного из лучших. В программу обучения входили такие дисциплины, как вероучение, русский, арабский и тюркские языки, чистописание, чтение, заучивание и толкование Корана и хадисов, математика, российская, тюркская и всеобщая история, историю ислама, теология, мусульманское право, этика, гигиена, география, естествоведение, физика, химия, зоология и педагогика.
Во время хутб и на занятиях с шакирдами Зайнулла Расулев призывал к скромному образу жизни, честному труду, терпению, учил помогать бедным, больным, старикам и сиротам.
В 1908 Зайнулла Расулев вместе с тремя другими авторитетными знатоками ислама Троицка опубликовал фетву, в которой высказал мнение о важности изучения в медресе светских предметов, если это делается не в ущерб религиозным дисциплинам. Многих шакирдов, обучавшихся в медресе, Зайнулла Расулев поддерживал собственными средствами, давая бедным, но талантливым ученикам возможность закончить образование.
Именно благодаря Зайнулле Расулеву тогда Троицк стал одним из крупнейших мусульманских образовательных центров Российской империи. Об этом говорит и тот факт, что на пятничный намаз мечеть не могла вместить всех желающих – кому-то приходилось молиться во дворе мечети или рядом на лужайке.
Зайнулла Расулев обладал огромным влиянием среди последователей как джадидизма, так и кадимизма, стал одним из самых влиятельных мусульманских деятелей в России. У него было много учеников и последователей из татар и других народов. Он также обладал талантом врачевания. В народной памяти сохранилось множество легенд о чудесах и исцелениях больных, совершённых Зайнуллой Расулевым.
Зайнулла Расулев оставил скромное письменное наследие в виде сборника работ под названием «Макалят Зайнийа». Но даже в своих немногочисленных работах он сумел выразить свое кредо. Так, в статье «О втором пришествии Иисуса» он позиционирует себя как представитель «ахль ас-сунна ва-л-джама‘а», т.е. принятым определением мусульман-суннитов. В работе «О жизни святого Хызра» он подвергает критике отцов салафизма и ваххабизма – ибн Таймийя и его ученика ибн Каййима ал Джаузййя. Зайнулла Расулев уже в начале XX века предвидел угрозы, которые таили в себе чужеродные учения.
У Зайнуллы Расулева было шесь детей. Его младший сын Габдрахман Расулев, также стал известным татарским религиозным деятелем и продолжил дело отца.
Его внук Атилла Расих – известный татарский писатель.