Выдающаяся крымская татарка Айше Сеитмуратова отмечает 85-летие
Сегодня, 11 февраля 2022 года, отмечает 85-летие легендарная правозащитница, ветеран национального движения крымских татар, учёная-историк, журналистка, благотворительница, выдающаяся общественная деятельница с мировым именем – крымская татарка Айше Сеитмуратова.
Айше Сеитмуратовна Сеитмуратова (кр.тат. Ayşe Seitmuratova, тат. Әйшә Сеитмурат Кызы Сеитмуратова) родилась 11 февраля 1937 года в деревне Аджи-Эли Маяк-Салынского района Крымской АССР в семье крымских татар Найме и Сеитмурата Бурсеитовых. Отец, Сеитмурат Бурсеитов, в 1941 году погиб на фронте, защищая советское государство. Мать, Найме Бурсеитова, 18 мая 1944 года вместе с детьми была депортирована советским государством в Узбекистан, как и все крымские татары. Семью доставили на станцию Зирабулак Хатырчинского района Самаркандской области Узбекской ССР, поселив в сараях. В 1946 году начала учёбу в школе. Через несколько лет они, в связи с ухудшением здоровья у матери, переехали ближе к Самарканду.
Чудовищная депортация, а по сути геноцид, режим спецпоселений, унижения и страдания, пережитые её семьей и народом – оставили глубокий след в душе Айше на всю её последующую жизнь. Поэтому, окончив школу, Айше поставила перед собой цель изучить историю своего народа и выяснить причины преследования и дискриминации людей по национальному признаку. Это стремление побуждает её поступить в 1958 году на исторический факультет Самаркандского университета.
В 1963 году Айше Сеитмуратова с отличием оканчивает университет, работает в школе и ассистентом на историческом факультете.
С 1964 года Айше пытается поступить в аспирантуру института истории Академии Наук СССР, успешно сдает экзамены, но из-за того, что она принимала активное участие в национальном движении крымских татар, в аспирантуру её не зачислили.
В дальнейшем за свою мирную правозащитную деятельность Айше Сеитмуратова многократно подвергалась преследованиям и репрессиям со стороны советского режима.
С 1964 года Айше Сеитмуратова была участницей инициативной группы крымских татар Самаркандской области, а позже вошла в состав активистов движения крымских татар всего Узбекистана. Многократно в качестве представителя от крымских татар Айше Сеитмуратова ездила в Москву, встречалась с партийными деятелями, пытаясь доказать несправедливость и необоснованность депортации крымских татар и необходимость их возвращения на родину.
В конце 1965 года она была уволена из университета якобы «по собственному желанию», а 14 октября 1966 года была арестована и отправлена в Москву, где 7 месяцев провела в следственном изоляторе Лефортовской тюрьмы. В мае 1967 года состоялся секретный закрытый суд, на котором рассматривалось сфабрикованное дело по статье 74 УК РСФСР «За разжигание расовой и межнациональной розни». По делу проходили журналист Тимур Дагджи, студент Восточного факультета Ташкентского университета Сервер Шамратов и историк Айше Сеитмуратова.
Вследствие общественного резонанса и последующих за этим оживленных выступлений крымского татарского народа в поддержку своих представителей – все трое арестованных были освобождены с условным сроком по 3 года каждому. Летом этого же года Айше Сеитмуратова в числе народных представителей совершает свою очередную поездку в Москву. Кроме этого, она принимает активное участие в сборе и тиражировании многочисленных материалов Самиздата крымских татар, занимается составлением текстов Протестов и Обращений в высшие государственные инстанции СССР, пишет и распространяет через советские правозащитные организации материалы о национальном движении крымских татар.
После неоднократных и безуспешных попыток поступления в аспирантуру осенью 1967 года Айше Сеитмуратова четвертый раз сдает экзамены в аспирантуру Института истории АН СССР и её зачислили. Однако оттуда её документы переправили в АН УзССР. Свою учебу она успешно совмещает с борьбой за возвращение своего народа на родину. По этой причине в июне 1971 года, за несколько месяцев до защиты диссертации, она была снова арестована и осуждена по статье 191 УК УзССР и статье 190 УК РСФСР на срок – 3 года лишения свободы. Отбывала свой срок в мордовских лагерях Барашево и Явас. Выпущена на свободу в 1974 году. После освобождения была лишена возможности заниматься научной и преподавательской деятельностью.
Ни тюрьма, ни лишения и унижения не сломали эту хрупкую, но сильную женщину, и она продолжила свою правозащитную деятельность.
Два года Айше Сеитмуратова добивалась визы, чтобы продолжить образование вне СССР. В 1978 году, когда она узнала об угрозе быть посаженой властями в психбольницу, то заявила: «Тлеть и медленно умирать там я не собираюсь, я пламенем сгорю на Красной площади. Мне терять нечего, но прежде чем это сделать, я обращусь ко всему мусульманскому миру и опишу жизнь мусульманки в СССР».
В своем заявлении Андропову она писала: «От всех форм преследования в стране советов меня спасет смерть». Незадолго до этого заявления 23 июня 1978 года в Крыму крымский татарин Муса Мамут совершил акт самосожжения, в знак протеста против дискриминационной политики властей, не разрешавшей татарскому народу в целом и его семье в частности селиться у себя на родине в Крыму. Советские власти, видимо, не хотели иметь еще одну жертву, опасаясь реакции советской и мировой общественности. Поэтому спустя два дня после заявления дают ей разрешение на эмиграцию. Кроме этого, определенное влияние в этом вопросе сыграли ходатайства перед советским правительством известного американского сенатора Дж. Джавитса.
В ноябре 1978 года Айше Сеитмуратова по приглашению эмигрирует сначала в Вену, а в январе 1979 прибывает в Нью-Йорк. Как писал независимый мусульманский журнал «Impact International»: «Советские власти считали, что они положили конец Айше, но они ошибались. Она рассказывала всем, как маленький мусульманский народ уничтожается в Крыму». Действительно, с эмиграцией за пределы «железного занавеса» в США у Айше Сеитмуратовой началась новая страница ее жизни, новый этап в борьбе за национальные и человеческие права её народа.
Поселившись в Нью-Йорке, она устраивается внештатным корреспондентом радиостанции «Голос Америки», откуда на нескольких языках ведёт передачи, которые информируют мировую и советскую общественность о национальном вопросе крымских татар. Её выступления также транслировались на радиостанциях «Свобода», «Би-Би-Си», «Немецкая волна».
В своих передачах Айше Сеитмуратова поднимала самые разнообразные проблемы истории, культуры, языка, а также современного положения народа. К примеру: «О национальных языках народов СССР (на примере крымскотатарского языка)», «Ликвидация крымской татарской письменности», «Уничтожение крымской татарской интеллигенции (1917–1940 гг.)», «Документы о политике русификации и ассимиляции крымских татар» и т.д.
Помимо своей деятельности на известнейших в мире радиостанциях, Айше Сеитмуратова принимает участие во многих международных конференциях по защите прав человека: в Вашингтоне, Оттаве, Монреале, Лондоне, Стокгольме, Осло, Анкаре, Стамбуле и Риме.
Так, журнал «Impact International», оценивая участие Айше Сеитмуратовой в Пятых международных слушаниях А. Сахарова, которые проходили 10–11 апреля 1985 года в Лондоне, писал: «Ее присутствие на слушании было особенно важным, так как стала общеизвестной жестокая реальность советского обращения к национальным меньшинствам. Это было также напоминанием, что «забытое население» СССР состоит из мусульман. Их более 50 миллионов, хотя их проблемы почти никогда не поднимались на международном форуме. Это значимо, так как очень мало известно о них. Айше, одна из немногих мусульман, эмигрантов из СССР, смогла дать авторитетное описание условий, при которых они живут». В завершение статьи говорилось, что благодаря Айше Сеитмуратовой и спонсорской помощи Мусульманского Совета, организовавшего ее поездку в Лондон, о советских мусульманах впервые не забыли.
С целью оповещения мусульманской общественности о проблемах крымских татар Айше Сейтмуратова участвует на трех мусульманских международных конференциях, организованных Организацией Исламской Конференции, проходивших в Лондоне в 1980 г., Париже, состоявшейся в ЮНЕСКО в декабре 1980 г., Куала-Лумпуре в ноябре-декабре 1981 г.
На конференции, проведенной в Куала-Лумпуре, посвященной 15-вековой годовщине ислама, Айше Сеитмуратова была единственной женщиной среди участников конференции. Она выступала в национальной крымской татарской одежде, наглядно демонстрируя собравшимся культуру своего народа.
Айше Сеитмуратова активно защищает интересы крымских татар на Совещаниях по Заключительному Акту Хельсинки. В ноябре 1980 года она была приглашена для участия в конференции в Мадрид, а в ноябре 1986 года в Вену.
Выступая на Мадридской конференции в качестве уполномоченного представителя крымских татар на Западе, она обращается к участникам Заключительного Акта Хельсинкских соглашений с просьбой поддержать стремления крымского татарского народа в возращении на свою родину, в Крым и выступить в защиту осужденных членов крымского татарского национального движения.
«Я надеюсь, – говорила она, – что участники государств с уважением отнесутся к принципам Заключительного Акта Хельсинки, один из которых гласит: «Участники государств уважают равноправие всех народов и их право на самоопределение, действуя во все времена в соответствии с требованиями и принципами устава ООН и допустимыми нормами международного закона, включая отношения к территориальной целостности государств». Уважаемые делегаты Мадридского совещания! Защитите национальные и человеческие права крымских татар!».
Считается, что Венская конференция 1986 года дала старт освобождению политических заключенных в СССР.
Айше Сеитмуратова выступает с вопросом крымских татар в парламентах Канады, Англии, Италии, Турции, Франции и Конгрессе США.
Эти выступления вызывали ответную реакцию и желание помочь крымским татарам со стороны правительственных кругов разных стран. Так, в период своего посещения Италии в середине 1980-х, Айше Сеитмуратова сумела заручиться поддержкой итальянских сенаторов, с большим вниманием отнесшихся к проблемам крымских татар. А во время беседы с канадским сенатором Юзиком, сенатор закончил встречу с Айше Сеитмуратовой обращением к журналистам: «Я прошу вас кричать на весь мир, что этот народ нужно спасать».
Чтобы поднять голос мировой общественности в защиту крымскотатарского народа она встречается с лидерами разных стран мира. Дважды была приглашена в Белый дом президентом США Р.Рейганом (1982 и 1988 гг.), виделась и беседовала с президентами Т.Озалом, В.Гавелом.
С целью привлечения к крымскотатарской проблеме внимания прогрессивной студенческой молодежи и ученых Айше Сеитмуратова читает лекции о борьбе крымского татарского народа за возвращение на родину в различных университетах и колледжах мира.
Другой стороной правозащитной деятельности Айше было участие в международных общественных организациях, таких как – «Международная амнистия» (Лондон), «Международная лига по правам человека» (Нью-Йорк), «Американская Хельсинкская группа» (Нью-Йорк), «Центр за демократию в СССР» (Нью-Йорк) и т.д. В 1986 году она активно выступала за освобождение участников крымского татарского национального движения. Всемирный мусульманский журнал «Arabia» публиковал тогда: «с приездом на Запад А. Сеитмуратовой набирает силу компания по возвращению крымских татар на родину».
Большое значение в оповещении мировой общественности о проблеме крымских татар имели выступления и статьи А. Сеитмуратовой в мировых СМИ. Некоторые из них были опубликованы на различных языках в таких известных изданиях, как «Kontinent», «Le Nouvel Espoir», «The Journal Rabitat Al-Alam Al-Islami», «Новое русское слово и других» [11; 12, c. 24–27]. Кроме этого, в прессе, она также поднимает проблемы других народов, угнетаемых коммунистическим режимом. К примеру, в журнале «RCDA» ею в соавторстве была опубликована статья под названием «Геноцид по-болгарски», посвященная насильственной болгаризации тюрко-мусульманского населения Болгарии. Её статьи были включены в сборники, издаваемые Колумбийским, Гарвардским и другими университетами. А в 1997 году в свет выходит брошюра под названием «Национальное движение крымских татар». В конце 1980-х – начале 1990-х годов большое внимание в деятельности Айше Сеитмуратовой уделяется вопросам предоставления гуманитарной помощи возвращающемся на родину соотечественникам, которые сталкиваются с жилищной проблемой, безработицей, экономическим кризисом.
В 1992 году она создает и возглавляет благотворительный фонд «Мерхамет эви», целью которого является оказание материальной, медицинской и правовой помощи одиноким и престарелым, инвалидам и многодетным семьям.
Айше Сеитмуратова была единственным крымским татарским правозащитником, которому удалось пробиться за стенки «железного занавеса» Советского Союза в последепортационный период и в общем потоке крымскотатарского и демократического движений в мире сумела донести до мировой общественности вести о положении и демократической борьбе крымских татар за возвращение на родину.
Жизненный путь Айше Сеитмуратовой, ее самоотверженная борьба за восстановление национальных и гражданских прав крымских татар являются ярким примером борьбы крымских татар за свое существование, возрождение и развитие на своей родине – в Крыму. Заголовок одной из статей о Айше Сеитмуратовой, опубликованной в международном мусульманском журнале «Impact International», передаёт суть её жизненного пути: «История Айше – это история народа, который отказывается умирать».